Буквоед писал(а):
Уважаемый Михаил Алексеевич! Кто все-же архитектор? Хоть какие-нибудь намеки в Ваших материалах есть?
Через 50 лет после постройки Кайдановская церковь, построенная по всем правилам строительства, стала разваливаться на части и рассматривался вопрос о полной или частичной капитальной перестройке церкви. В переписке был поднят вопрос о наличии чертежей на церковь. Но ответа на него в переписке не было. В разных архивных делах мне встречались чертежи, планы и пояснительные записки различных строений. В них был указаны фамилии архитекторов. По Кайдановской церкви я чертежей не видел.
Могу добавить, что при подаче прошения Кайдановой в Св. правительствующий Синод в 1834 г. на разрешение ей построить церковь для рабочих своих бумажных фабрик в селе Александровка, чертежи были приложены.
Ниже привожу выдержку из прошения. От "действительной статской советницы Елизаветы Николаевны Кайдановой по первому мужу Ольхиной", направленного "Его преосвященству святейшего правительствующего Синода высокопреосвященному Серафиму Митрополиту Новгородскому, Санкт петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому и Кавалеру от 15 мая 1834 года:......…Прошу о возобновлении мне дозволения на постройку в упомянутом моем имении вновь каменной церкви во имя св. Троицы с приделами Казанской Божьей матери и Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, на том же самом месте, по тем же правилам и обязательствам, … тот же план церкви (планы церкви прилагаю). А так как капитал 10 тыс. руб. приносит уже не 500 руб., а 400 руб., то я обязуюсь внести в ломбард 12 500 руб. ассигнациями.
К сему прошению
д.с.с. Елизавета Николаевна дочь Кайданова
руку приложила».
Собирая материалы в архивах по Кайдановской Троицкой церкви в селе Александровка, Белоостровской волости, СПб уезда нашел документ, подписанный священником Михаилом Петропавловским от мая 1917 года с круглой печатью храма. По контуру печати написано:"Церковь святой Троицы Александровской бумажной фабрики". В центре печати изображен фасад церкви. А вот в архивах церковь называется Кайдановская (в том числе и в советских архивах в момент закрытия ее в 1933 г. сказано "Из постановления Президиума Ленгорисполкома от 20.11.1933. Протокол №137 п.9.
По вопросу: «О ликвидации Кайданово-Троицкой церкви, Александровского с/совета, Пригородного района»").
Еще один вариант. В официальном издании о церквях и храмах СПб епархии от 1909 г. церковь называется "Св. Живоначальной Троицы при бумажных фабриках наследников Кайдановой-Ольхиных".
Для информации сообщаю, что первое официальное название церкви было "Во имя Священномученника Мефодия Епископа Патарского, с двумя приделами: Первый - во имя честного и славного Пророка и Предтечи Иоанна и второй - во имя святого Благоверного Великого князя Александра Невского".
А что это за книжка? Таблица приведена, а объяснения нет. Также хотелось бы знать дату документа.
Впервые увидел типографский текст, в котором храм в селении Александровка СПб уезда назван КАЙДАНОВСКАЯ Троицкая церковь. В архивных документах, которые мне доводилось держать в руках , церковь именно так и называлась.
Последний раз редактировалось краевед эксперт 02 июн 2010 13:52, всего редактировалось 1 раз.
LYNX писал(а):Книга называется "Список церквей СПб епархии с указанием их почтовых трактов" за 1894 год
Почтовая станция находилась на Выборгском тракте в Старом Белоострове. В 1876 г. станция была закрыта и передана Белоостровской школе. С этого момента почтовые операции были переведены на ж.д. ст. Белоостров.
В связи с увеличением населения близ станции Белоостров в сентябре 1903 года было открыто почтовое отделение (см. статьи на сайте "Пилов, его театр и кинематограф в Белоострове" и "Как я письма на почту ношу")
краевед эксперт писал(а):Внутри церви похоронена строительница церви Действ. стат. сов. Е.Н.Кайданова, ген-лейт. а.а.Ольхин и его жена нач. института Имп. Марии кавалерственная дама
М.С.Ольхина. При церкви находится семейное место захоронения Ольхиных.
Вот приведён список Ольхиных, похороненных при церкви.
Здесь же есть и о Елизаветинке с Кюлияткой.
Вышеназванная издана в твердом переплете, 320 с. в количестве 30000 экз. По нынешним временам это просто фантастика.
По приведенным двум сканированным страницам могу предположить, что текст взят не из архивных документов, а из других, ранее изданных книг.
Присутствуют явные ошибки, например:
1. бумажные фабрики никогда не назывались Братьев Ольхиных
2. бум. ф-ки в Александровке не располагались на реке Сестре, а только на ее притоках.
3. Муж Елизаветы Кайдановой действительный стат. сов. Я.К.Кайданов не был фабрикантом. Он был доктором медицины и Кавалером многих орденов.
Уважаемый краевед эксперт,
Вы не могли бы высказаться по поводу Мызы Кайдановой-Ольхиной в Кюлеятке, упоминание о которой есть на скрине выше из упоминаемой книги. Специально выделил сообщения, касающиеся Кюлеятки в отдельный раздел, вот ЗДЕСЬ.
краевед эксперт писал(а):Вышеназванная издана в твердом переплете, 320 с. в количестве 30000 экз. По нынешним временам это просто фантастика.
Полагаю, что 30 000 - это, вероятно, общий тираж по всем р-нам Ленинградской области (видел в продаже ещё по какому-то из южных р-нов). Тираж книги, посвящённой Всеволожскому р-ну, 3 000 экз.
краевед эксперт писал(а):По приведенным двум сканированным страницам могу предположить, что текст взят не из архивных документов, а из других, ранее изданных книг.
В перечне источников указаны только печатные издания, ссылок на архивные материалы нет.
краевед эксперт писал(а): бумажные фабрики никогда не назывались Братьев Ольхиных
Прочитал внимательно ещё раз. Нигде не говорится о "бумажных фабриках Братьев Ольхиных". Правда, Е.Н.Кайданова названа: "наследница братьев Ольхиных". Это не так? Она была наследницей только одного из них?
В мае 2007г. прямо по центру фундамента церкви, рядом с памятным 6-ти метровым крестом,установленным и освященным в 2004 г.,проложили забор. Об этом неприятном известии мне сообщили местные жители, дома которых расположены недалеко от фундамента. Пришлось бросить все свои дела и пытаться отстоять церковь. В данной ситуации я был похож на маленького ребенка, у которого большие дяди отняли любимую игрушку. Был составлен большой пакет документов по церкви и передан в администрацию МО и прокурору Всеволожска. Здесь было явное нарушение Федерального закона №8-ФЗ от 12. 01.1996 (ред. от 29.12.2006) "О погребении и похоронном деле". Также с моей стороны было предложено администрации Всеволожска признать место расположения святыни историческим памятником регионального значения.
После неоднократного обращения в вышеуказанные адреса ответ так и не последовал.
Интересно бы увидеть документы, приложенные под №№ 5, 6, 7, и 8 - План и Описание строений, Сведения о погребённых в Троицкой церкви и Сведения Епархии 1906 года..
Полагаю, эти документы в полном объёме могут быть общедоступны только после публикации полновесной статьи М.Логунцова о Троицкой церкви в каком-нить печатном издании. Хождение по архивам - дело непростое и недешёвое. Поэтому просто так обнародовать чертежи и списки, полученные такими усилиями, чтобы потом их растянули по другим ресурсам - вряд ли возможно.
Впрочем, публикация подобного в газетах вроде "Сестроецких Берегов" - тоже дело бесприбыльное. Но у Логунцова в планах было издание отдельного сборника статей о Белоострове. Глядишь, какой-то рубль с продаж и принесёт... Правда, пока, с этим сборником, похоже, придётся подождать. Хотя, я - только "за" и первый, кто приобрёл бы подобную книгу, само собой, с автографом
Aqua$erg писал(а):Полагаю, эти документы в полном объёме могут быть общедоступны только после публикации полновесной статьи М.Логунцова о Троицкой церкви в каком-нить печатном издании.
В таком случае, с книгой нужно поторопиться. Без публикации документов и привлечения внимания к проблеме невозможно что-либо доказывать.
А что кладбище при церкви? Да, существует закон, выдержку из которого привел М. Логунцов и выделил жирным шрифтом. А кто, собственно, знает, что при церкви было это самое кладбище? Без подтверждающих документов.
Пара примеров застройки участков с северной части С-Пб на месте бывших кладбищ:
- "город Солнца" на месте кладбища бывшей немецкой колонии;
- строительство жилого комплекса на углу ул. Есенина и Северного пр. на месте уничтоженного кладбища немецких военнопленных.
raevsku писал(а):А что кладбище при церкви?..
...А кто, собственно, знает, что при церкви было это самое кладбище? Без подтверждающих документов
В конце-концов, пресловутый "забор" заглох. Никакого строительства и проч. - не наблюдается. Территория была огорожена во времена строительного земельнопродажного бума. Аккурат перед мировым кризисом. Как только последний заявил о себе, так сразу прекратилась реклама о продаже земельныз участков, ибо, вероятно, обанкротились фирмы, закупившие землю, но не сумевшие её продать. ИМХО, такая же участь постигла и потенциальных продавцов участков в районе фундамента церкви. Да ещё и при таком давлении муниципалов - с подачи Логунцова.
Ну всё-таки со стороны муниципалов дано было понять - как для потенциальных застройщиков, так и для самих же себя - что можно и что нельзя продавать. Есть надежды, что после того как страна восстанет из кризиса, покушений на эту территорию будет куда меньше.
Не нужно строить иллюзий. Еще лет 25 назад кто мог представить, что Карельский перешеек будет столь бездумно застроен? Или, что появятся хибары прямо на берегу Медного оз.?
И что может остановить сейчас выделение участков на месте разрушенной церкви в Александровке? Памятный крест, освященный батюшкой? Бросьте.
Так вот, чтобы этого не произошло, нужно максимально использовать интернет, прессу и др. средства информации для привлечения внимания к данной проблеме.
А на сегодняшний день мы имеем несколько постов на двух-трех форумах. И все.
Да и нет сейчас никаких законов, по серьезному препятствующих застройке территории, где была церковь. Есть только некий моральный аспект и эмоции, не более того.