Финляндская жел. дорога
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
Вопрос объединения железных дорог был, к.м.к., не так однозначен и прост.
Сопротивлялось ВКФ, не без оснований предполагавшее, что объединение угрожает экономической самостоятельности. Попытки привлечь ВКФ к участию в финансировании работ по соединению всячески тормозились, при этом в качестве основного аргумента выдвигалась как раз невыгодность проекта для финляндской стороны. Осуществление проекта, по расчетам специально созданной комиссии финляндского Сената, оценивалось в 10 млн. руб. Комиссия пришла к выводу, что доходы от эксплуатации соединительной железной дороги не окупят ее строительство и содержание. Между прочим, к такому же выводу пришло и Министерство путей сообщения России
Более подробно о перипетиях этой истории можно прочитать здесь.
Интересно, что одним из авторов идеи соединения ж.д. был Бобриков. Вопрос затянулся на многие годы, и в конечном итоге, как я понимаю, возобладали всё же именно стратегические соображения. Война была на носу.
Сопротивлялось ВКФ, не без оснований предполагавшее, что объединение угрожает экономической самостоятельности. Попытки привлечь ВКФ к участию в финансировании работ по соединению всячески тормозились, при этом в качестве основного аргумента выдвигалась как раз невыгодность проекта для финляндской стороны. Осуществление проекта, по расчетам специально созданной комиссии финляндского Сената, оценивалось в 10 млн. руб. Комиссия пришла к выводу, что доходы от эксплуатации соединительной железной дороги не окупят ее строительство и содержание. Между прочим, к такому же выводу пришло и Министерство путей сообщения России
Более подробно о перипетиях этой истории можно прочитать здесь.
Интересно, что одним из авторов идеи соединения ж.д. был Бобриков. Вопрос затянулся на многие годы, и в конечном итоге, как я понимаю, возобладали всё же именно стратегические соображения. Война была на носу.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Вы ошибаетесь, принимая политическое обоснование за главную причину строительства.краевед эксперт писал(а):Военно-стратегической целью было строительство Финл. ж.д. постр. в 1870г. см. статью "Защита от врагов России" http://beloostrov.ru/stat_41.html.alexsvar писал(а):Еще раз: "Строительство соединительной ветки обуславливалось в первую очередь военно-стратегическими вопросами"
Из архивных документов, найденных мною в архивах следует, что строительство ж.д. моста в первую очередь было необходимо для устранения "крайних неудобств для грузохозяев".
Грузооборот увеличивался с каждым годом и, в 1895г. министр путей сообщений собрал совещание для "урегулировании вопроса о правильной передачи грузов" с российских на финл. ж.д. и обратно.
"Изыскания для прокладки Финляндской железной дороги начались в 1857 году, но на первых порах дело дальше не двинулось. Через шесть лет выборгские купцы предложили построить на свои деньги ветку между Петербургом и Выборгом, но и этот проект остался на бумаге. Дело сдвинулось с мертвой точки в 1868 году благодаря стараниям и энтузиазму генерал-губернатора Финляндии графа Адгерберга."
"Финны строили свою первую железную дорогу сами, не прибегая к помощи русских, и к марту 1862 года между Гельсингфорсом и Тавастугом был пущен первый паровоз."
" В 1861 году в Гельсингфорсе был учрежден Комитет, которому было поручено строительство ещё 546 верст железнодорожных путей, чтобы соединить такие крупные центры, как Таммерфорс (Тампере) и Або (Турку) с уже имеющейся веткой. Очень своевременно был поднят вопрос и о строительстве железной дороги в Санкт-Петербург. Товарообмен с Великим княжеством всё возрастал, и потому налаживание сообщения было важным экономическим решением. "
"Хотя строительство железных дорог в Финляндии к тому времени шло полным ходом, когда зашла речь о строительстве линии в Россию, финны, ссылаясь на неурожаи, заявили, что в стране нет нужных средств. В результате, большую часть финансирования пришлось взять на себя Российской стороне, предоставив Финляндии солидный долгосрочный кредит. "
Что касается моста, который должен был посредством соединительной ветки объединить имперские железные дороги с финляндскими, то прав Буквоед, говоря о том, что финны сопротивлялись этому строительству, как и строительству железнодорожного направления на Кексгольм, опасаясь большей руссификации своей автономной Финляндии.
0 x
Но вот опять же-богатая и продвинутая Российская Империя помогла отсталой и аграрной Финляндии приобщиться к прогрессу путем постройки на ее территории железной дороги Благодарности конечно не дождешься-все хорошее сразу забывается)
0 x
-Hier sind wir zu Gast!.....
-Das hat nicht geklappt!..(С)Кузьмич.
-Das hat nicht geklappt!..(С)Кузьмич.
- краевед эксперт
- Эксперт
- Сообщения: 1738
- Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
- Откуда: СПб, пос. Белоостров
- x 6
Предлагаю посмотреть статью "Шведский путь газеты Искра" http://beloostrov.ru/stat_44.html в части действия финляндцев против русификации, сбора 500 000 подписей и отказ российского правительства встретиться с финляндской делегацией в Петербурге.Greek писал(а):Но вот опять же-богатая и продвинутая Российская Империя помогла отсталой и аграрной Финляндии приобщиться к прогрессу путем постройки на ее территории железной дороги Благодарности конечно не дождешься-все хорошее сразу забывается)
0 x
краевед эксперт
-
- Дачник
- Сообщения: 79
- Зарегистрирован: 05 авг 2013 05:52
Предлагаю книгу "Ленинград-Финляндское электродепо в 1951 - 1952 годах" ("История ТЧ-20"). В книге рассказывается об эксплуатации и ремонте электропоездов, описываются особенности работы машинистов, слесарей данного депо, вопросы экономической, социальной и культурной жизни работников депо. Большое внимание уделено деятельности профсоюзной и партийной организаций предприятия. В электронном виде книга выложена здесь:
http://lenigrad.ru/index.php/istoriya-tch-20/vvedenie
http://lenigrad.ru/index.php/istoriya-tch-20/vvedenie
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
Это сегодня знают все, как и то, что паровоз №293 был в 1957 г. разыскан в Финляндии, в духе мира и дружбы передан СССР и установлен затем на Финляндском вокзале, где и пребывает по сей день.Буквоед писал(а):Паровозом № 293, которым управлял Гуго Ялава, Ленин в начале августа 1917 г. отъехал со ст.Удельная в Финляндию. М-ду 3 и 10 октября он этим же паровозом вернулся из Финляндии в Удельную.
Но вот на какую деталь в истории паровоза я обратил недавно внимание, причём вспомнил, что слышал/читал об этом и в далёком прошлом. Да вот как-то выветрилось
Цит. по http://www.on-line.spb.ru/archive/enc_293.shtml...В один из мартовских дней 1920-го машинист депо Финляндского вокзала Герман Германович Рийконен предложил «...отметить пролетарский праздник 1 Мая хорошим подарком Республике». Сформировалась группа из четырех машинистов и троих помощников. Выбрать на паровозном кладбище подходящий локомотив поручили самому молодому машинисту Вальдемару Виролайнену, Осматривая «мертвые» машины, Вальдемар увидел паровоз Г. Ялавы, Он сразу же вспомнил, с какой любовью изучал и смазывал машину 293-го еще в 1916-м. Котел и экипажная часть были в хорошем состоянии.
Этот паровоз был построен в 1900 году на заводе Балдвина в американском городе Ричмонде. Управление Финляндских железных дорог приобрело его в 1913-м, Пять лет Гуго Ялава водил поезда на 293-м между Петербургом и Райволой. В начале 1918-го машинистом стал Николай Рыбкин, но ненадолго. Уже в апреле у выходного семафора локомотив маневрового состава врезался в бок 293-го, В аварии разбило левую паровую машину, слетела труба и песочница.
Энтузиастам предстояло отремонтировать и сдать в эксплуатацию этот паровоз. Группа Рийконена оставалась после работы, трудилась до позднего вечера. Утром 1 Мая, поблескивая свежей краской, он стал у перрона Финляндского вокзала. С этого дня его использовали для вождения пригородных поездов, а в 1924 году, вместе с другим имуществом, передали Финляндской железной дороге.
Вот эта, последняя, фраза и привлекла моё внимание.
В честь чего далеко не богатый в том самом 1924 году СССР "передал", да ещё "с другим имуществом" Финляндии паровоз в рабочем состоянии, когда этих паровозов вроде бы и самим не хватало?
Сначала было подумал, что какие-то пункты о возвращении имущества были в Тартусском договоре, и их пришлось выполнять. Но, заглянув в текст договора, прочёл там совершенно обратное: стороны взаимно отказались от претензий на имущество, находящееся на "противоположной" территории.
Потом, через тридцать лет и три года всё тот же Виролайнен, прошедший не только огонь, воду и паровозные трубы, но и лагеря (похоже, по "ленинградскому делу"), чудесным образом находит в Финляндии легендарный паровоз, ну и далее по тексту...
У нас тут есть любители истории железнодорожного дела. Коллеги, м.б. вы что-то знаете о причинах возвращения паровоза Н2-293 в Финляндию в 1924 г.?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
Что-то никто не отвечает А я тем временем отрыл маленький нюансик из биографии паровоза (и человека ):
Отсюда сюжет становится немного понятнее. Виролайнен не знал - и по молодости, и в силу финской неболтливости старших товарищей, и потому, что в 1920 г. Ленин ещё не забронзовел.
К примеру, Гуго Ялава тоже трепаться не любил.
Короче, никто не придавал тогда этому паровозу сакрального значения. Посему и и сбыли его в 1924 г. в Финляндию.
А вот зачем и на каких основаниях - это по-прежнему вопрос.
Цит. по http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1888/24.html... судьба связала Вольдемара Матвеевича с другим легендарным паровозом под номером 293, на котором Ленин накануне Октябрьской революции вернулся из Финляндии в Россию.
В свое время В. Виролайнену довелось тоже водить этот локомотив, но он тогда еще не знал, что паровоз связан с именем Ленина.
Отсюда сюжет становится немного понятнее. Виролайнен не знал - и по молодости, и в силу финской неболтливости старших товарищей, и потому, что в 1920 г. Ленин ещё не забронзовел.
К примеру, Гуго Ялава тоже трепаться не любил.
Цит. по http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4356/Хуго Эрикович был скромным и скрытным человеком: только в январе 1924 года, на другой день после смерти Ленина, в депо узнали, что это он, Ялава, в семнадцатом дважды перевозил Ленина через границу.
Короче, никто не придавал тогда этому паровозу сакрального значения. Посему и и сбыли его в 1924 г. в Финляндию.
А вот зачем и на каких основаниях - это по-прежнему вопрос.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
Ну, вот, ещё кое-что нашлось. Мы с вами знаем, что Финляндская железная дорога принадлежала ВКФ и управлялась и обслуживалась финнами. Об этом, собственно и говорится ниже, только с одной добавочкой:
Конечно, если вдуматься в содержание подчёркнутого текста, получается интересно: "передали" и так принадлежащую Финляндии собственность, находящуюся на её территории + паровозы, которые находились не понятно, где?
Вообщем, хотя в Тартусском договоре и сказано, что "финляндское госимущество в России безвозмездно переходит в собственность России, и, наоборот, российское госимущество в Финляндии переходит автоматически в финскую собственность", в 1924 г. финнам вернули паровозы, а также, м.б. вагоны и ещё какое-то движимое имущество. За какие такие красивые глаза? Возможно, паровозы не были госимуществом Или мы что-то получили взамен, кроме Финляндского вокзала и 32 км дороги до Белоострова ? В общем, мутноватая какая-то история...
Цит. по http://vyborg-press.ru/pblogs/po_obe_st ... heiy_kolei... управление этой трассой, вплоть до Финляндского вокзала в Питере, осуществляла финская сторона, которой принадлежали станции, паровозы и вагоны (эта собственность была передана ставшей независимой Суоми только в 1924 году, а в управление СССР перешли Финляндский вокзал и участок дороги от Питера до Белоострова на границе; на нем продолжали работать железнодорожники финны-ингерманландцы, проживавшие в Ленинграде и окрестностях).
Конечно, если вдуматься в содержание подчёркнутого текста, получается интересно: "передали" и так принадлежащую Финляндии собственность, находящуюся на её территории + паровозы, которые находились не понятно, где?
Вообщем, хотя в Тартусском договоре и сказано, что "финляндское госимущество в России безвозмездно переходит в собственность России, и, наоборот, российское госимущество в Финляндии переходит автоматически в финскую собственность", в 1924 г. финнам вернули паровозы, а также, м.б. вагоны и ещё какое-то движимое имущество. За какие такие красивые глаза? Возможно, паровозы не были госимуществом Или мы что-то получили взамен, кроме Финляндского вокзала и 32 км дороги до Белоострова ? В общем, мутноватая какая-то история...
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
Выяснилось, что, слава Богу, никакого альтруизма не было. В 1920-е гг действительно имел место обмен паровозами. За каждый паровоз финской серии был получен русский паровоз серии Ов (знаменитая "Овечка") из числа оказавшихся после гражданской войны на территории Финляндии.Буквоед писал(а):Или мы что-то получили взамен, кроме Финляндского вокзала и 32 км дороги до Белоострова ?
Ответ на вопрос помогли найти коллеги с сайта terijoki.spb.ru , за что приношу им благодарность.
Полностью можно прочитать на http://terijoki.spb.ru/f3/viewtopic.php ... 151#p88151
Ну, и в завершение сюжета с паровозом 293 приведу заметку, появившуюся на днях вКонтакте. Въедливый товарищ предложил проанализировать текст мемориальной доски на павильоне Финляндского вокзала.
Признаюсь, я её до того, сколько не проходил мимо, ни разу не прочитал А вы?
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
-
- Дачник
- Сообщения: 79
- Зарегистрирован: 05 авг 2013 05:52
По всей видимости, появление паровоза в Советском Союзе стало явлением несколько неожиданным. По приезду его разместили вначале в депо ТЧ-20, где ему произвели небольшой ремонт, а затем установили временно недалеко от него в районе примыкания Нейшлотского переулка к тракционным путям депо. И лишь в дальнейшем ему подготовили место на Финляндском вокзале.
Кстати, сейчас паровоз находится в неприглядном состоянии. Многие его детали проржавели, краска облупилась. В общем, требуется косметический ремонт.
Кстати, сейчас паровоз находится в неприглядном состоянии. Многие его детали проржавели, краска облупилась. В общем, требуется косметический ремонт.
0 x
-
- Дачник
- Сообщения: 79
- Зарегистрирован: 05 авг 2013 05:52
Интересный эпизод из истории Финляндских железных дорог описан в книге Сеппо Цеттерберга "Вместе в Путь". Он не относится к Белоострову, но непосредственно связан с отношениями между СССР и Финляндией после WW2.
Поезда, следовавшие между Хельсинки и Турку, проходили рядом с советской военной базой в Порккала. Как пишет автор, советское командование внезапно запретило транзитное движение. Компромисс был найден - поезда будут ходить, но с полностью закрытыми снаружи окнами. В переговорах участвовал замминистра иностранных дел Вышинский. Даже он посчитал, что возить пассажиров в "закрытом шкафу" негуманно. Однако, было принято именно такое решение. В результате, с 1947 года поезда между двумя столицами Финляндии ходили с задраенными окнами. Вести состав должен был советский паровоз. Финны называли этот участок "самым длинным тоннелем". Продолжалось это до 1956 года, когда база была закрыта. Насколько я понимаю, участники Олимпиады 1952 года в Хельсинки, следовавшие таким маршрутом, тоже должны были наблюдать эту картину.
Поезда, следовавшие между Хельсинки и Турку, проходили рядом с советской военной базой в Порккала. Как пишет автор, советское командование внезапно запретило транзитное движение. Компромисс был найден - поезда будут ходить, но с полностью закрытыми снаружи окнами. В переговорах участвовал замминистра иностранных дел Вышинский. Даже он посчитал, что возить пассажиров в "закрытом шкафу" негуманно. Однако, было принято именно такое решение. В результате, с 1947 года поезда между двумя столицами Финляндии ходили с задраенными окнами. Вести состав должен был советский паровоз. Финны называли этот участок "самым длинным тоннелем". Продолжалось это до 1956 года, когда база была закрыта. Насколько я понимаю, участники Олимпиады 1952 года в Хельсинки, следовавшие таким маршрутом, тоже должны были наблюдать эту картину.
- Вложения
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
Цилиндрические трубы устанавливались на паровозах с угольным отоплением, конические - на паровозах с дровяным отплением. Последнее проиллюстрировано на уже известном фото: хорошо видны загруженные в тендер дрова.Osbourne писал(а):Фото из архива ТАСС. Дата неизвестна. Тоже другая труба! Что там с трубами происходило?
"Ленинский" паровоз № 293, ходивший в России на дровах, после передачи в 1924 г. в Финляндию был переделан под угольное отопление, в результате чего появилась цилиндрическая труба. При восстановлении исторического облика паровоза в СССР коническая труба была возвращена. https://ru.wikipedia.org/wiki/H2-293
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Паровозы с 232 по 241 были построены Baldwin Locomotive Works в Филадельфии. А 291–300 и 322–333 - Richmond Locomotive Works.Osbourne писал(а):Паровозы финны использовали американские, построенные в Ричмонде. Таким же был и ленинский 293-й.
Очевидно, 1957 год - торжественная передача паровоза СССР.Osbourne писал(а):Фото из архива ТАСС. Дата неизвестна.
Там все-таки другой паровоз: https://en.wikipedia.org/wiki/Sierra_No._3Osbourne писал(а):"Назад в будущее 3". Ничего не напоминает?
0 x
Білоострів це Європа
-
- Садовод
- Сообщения: 223
- Зарегистрирован: 08 май 2007 20:56
- Откуда: Новый Белоостров, рядом с ДНП "Памир"
- x 21
История железнодорожной станции Белоостров
От Старой Деревни до Белоострова могут построить второй ж/д путь за 12 млрд рублей - http://www.fontanka.ru/2018/02/13/068/
0 x
Регардс, Майкл
Финляндская жел. дорога
Билет 1890 года. Может быть, кто-нибудь сможет разобрать фамилию владельца?
0 x
Білоострів це Європа
Финляндская жел. дорога
"Весь Петербург" дает нам единственного М. Тулупова - Михаила Кирьяновича, служащего Волжско-Камского коммерческого банка. Проживал до 1902 года на Песочной наб. 8 - это угол Вяземского пер. ближе к Каменноостровскому. С 1903 по 1916 - Каменноостровский 62. Это "дача Воронихина". Он становится почетным гражданином, видимо с этим и связан переезд. В 1917-м его в справочнике нет. Волжско-Камский банк располагался на Невском, 38.
0 x
Білоострів це Європа