Смутные времена для прихода начались после революции, а закрыта кирха была окончательно в 1935-м. Можно предположить, что разграбление длилось долго. Здесь мы видим уже полный упадок.
Вложения
Последний раз редактировалось Osbourne 30 май 2013 21:01, всего редактировалось 1 раз.
Если внимательно посмотреть в архиве на др. фотографии, то вышеприведённую можно датировать "до 19.09.1941". 19 сентября мы уже увидим полуразрушенную кирху.
Вложения
Этот кадр, как и ранее известные нам кадры с лежащими солдатами, целящимися в невидимого противника, т.о. является чисто постановочным, т.к. 19.09.1941 никаких боёв в СБО уже не велось.
Судьбу кирхи в сентябре 1941 г. можно проследить по документам, выложенным LYNXом в теме Война на Карельском перешейке.
В оперсводке на 18.00. 4.9.41 говорится, что к утру этого дня противник занял Александровку, Старый Белоостров, а к 12.00 - Камешки.
Из донесения работника оперативного отдела штаба 23 армии, проверявшего 198 сд, которая и вела бои за Старый Белоостров, следует, что к исходу 5.9.41 708 сп этой дивизии "овладел церковью Старого Белоострова и занял рубеж по восточной окраине". При этом говорится, что работала (хоть и не очень хорошо) артиллерия. Возможно, что в ходе овладения кирха и была разрушена.
Когда наши окончательно оставили Старый Белоостров, точно не нашёл, но на карте, датированной 13.9.41, центральный перекрёсток и кирха показаны уже на финской стороне.
Когда же был сделан снимок с неразрушенной ещё кирхой? М.б. 4 сентября, когда финны первый раз вошли в СБО?
Буквоед писал(а):Когда же был сделан снимок с неразрушенной ещё кирхой? М.б. 4 сентября, когда финны первый раз вошли в СБО?
Порывшись в архиве, нашёл ещё одну фотографию неразрушенной кирхи, на которую раньше не обратил внимания ввиду её плохого качества (полузасвечена). Вроде с того же места снята, что и первая. Но:
- автор первой (без даты) - вянрикки Мюллюмяки;
- автор второй, полузасвеченной - sot.virk. (?) Виитасало; а самое главное - у неё есть дата: 03.09.1941.
Т.о. фотография сделана непосредственно перед первым захватом СБО.
Вложения
3 сентября 1941 г. (если верить финскому военному фотоархиву). Кирха ещё цела.
Не могу утверждать на 100%, что это фундамент дома пастора, но безусловно, это часть пастората. Фундамент ориентирован так же, как он показан на картах. На последней по времени карте (финской) это единственный фундамент в округе. Можно ли сказать, что наиболее крепким, а потому и сохранившимся был фундамент пасторского дома?
Ещё одно наблюдение. По ориентации (азимуту) этого фундамента можно практически точно определить место, где стояла старая кирха, т. к. параллельно ему к ней шла прямая дорога.
Osbourne писал(а):По ориентации (азимуту) этого фундамента можно практически точно определить место, где стояла старая кирха, т. к. параллельно ему к ней шла прямая дорога.
Идея фикус! Только вот для определения места одного азимута недостаточно. Тем не менее, если из точки, сооответствующей расположению новой кирхи описать окружность радиусом 100 саженей (таково было, судя по документам, расстояние м-ду старой и новой кирхами), то точка её пересечения с линией азимута и даст искомое место
Должен выразить LYNXу признательность за наводку в SA kuva в части церквей
Обнаружилось (по соседству с фото Троицкой церкви) ещё одно фото белоостровской кирхи, да ещё в ранее не встречавшемся ракурсе.
Снимок сделан, похоже, с поля из-за Пасторского ручья. Дата съёмки и автор, к сожалению, не указаны. Но с большой вероятностью можно предположить, что это, возможно, один из первых снимков, ещё до первого захвата этой части Старого Белоострова (04.09.1941). В пользу этой версии говорит тот факт, что снимок сделан издалека (в отличие от известных нам постановочных снимков 19.09.1941).
Уже кликается. Но я тут не причём. Это Гугль тормозит при обработке своих таблиц. Обе точки были поставлены одновременно. Одна заработала сразу, а вторая - через сутки. Не знаю, почему так.
На единственной имеющейся фотографии старого белоостровского кладбища можно прочесть фамилии двух захороненных там пасторов - Форстадиуса и Кранка. Про первого кое-что известно, попробую про второго.
Андреас Август Кранк (на могиле - Андреас, в архивах - Андерс) служил пастором в Валкеасарской кирхе с 1868 по 1876 год.
Родился в Куортане (западная Финляндия) 3 января 1829 года. Учился в гимназии в Вааса с 1839 по 1849. Затем в Хельсинки на Богословском факультете с 1850 по 1855. Рукоположен в сан священника в епархии Куопио 15.12.1857. В Санкт-Петербургскую епархию переведён в 1862 году в только что построенную новую кирху в Губаницах. Затем переведён в Белоостров. Умер от болезни 6 июня 1876 года в возрасте 47 лет. Был женат, детей нет.
Далее попробуем по порядку, то есть сначала. Первым пастором был Маттиас Мойсандер - с 1681 по 1686. Покинутая православными карелами территория наполнялась лютеранами-переселенцами. Появилась часовня. О кирхе и разговора пока не было. Валкеасаари только получил самостоятельность от Токсовского прихода.
Родился Мойсандер в Турку около 1640 года. Учился в Эстонии, в Тарту. Помощник викария в Токсово с 1680. Переведён в Валкеасаари. Немногим далее в его биографии начинаются тяжёлые времена. Он выступил против генерал-губернатора Ингрии Йорана Сперлинга, заявив, что тот отбирает доходы у населения. В ответ Мойсандера обвинили в оскорблении, а затем, в 1688 году, и в шпионаже. Сел в тюрьму и вышел только в 1694-м. Более ничего о нём неизвестно. Времена были, видимо, горячие накануне Северной войны.
Следующий по списку - Йохан Алтопаеус. С 1687 по 1695.
Родился в Нарве. Учился в Турку. После Валкеасаари оказался в Ниене. Под напором исторических событий бежал в Выборг, но затем (около 1710 года) вернулся в Ингрию, в Дудергоф, где служил некоторое время. Весьма интересно, как он чувствовал себя в это неспокойное время.
Osbourne писал(а):Весьма интересно, как он чувствовал себя в это неспокойное время.
Думаю, чтобы очень плохо - таки нет. Пётр Алексеевич весьма лояльно относился и к военнопленным, и к пасторам. Одну трофейную девицу из дома пастора Глюка он вообще пристроил так, как ей и не снилось. Опять же кто-то должен был окормлять местное лютеранское население.
Osbourne писал(а):
Покинутая православными карелами территория наполнялась лютеранами-переселенцами.
Не возражая по существу, все же уточним, что порядок действий был обратным. Сначала территория наполнялась переселецами, так сказать, а затем уцелевшие православные карелы и русские приходили к осознанию необходимости эвакуации.
Osbourne писал(а):
Покинутая православными карелами территория наполнялась лютеранами-переселенцами.
Не возражая по существу, все же уточним, что порядок действий был обратным. Сначала территория наполнялась переселецами, так сказать, а затем уцелевшие православные карелы и русские приходили к осознанию необходимости эвакуации.
Мне почему-то кажется, что эти процессы д.б. идти в лучшем случае параллельно. Много ли времени требовалось для "прихода к осознанию"? Ясность в вопросах веры и веротерпимости, полагаю, была полная. Так чего было ждать, когда "территория наполнится"?
Здесь более интересен другой, более ткскть частный, вопрос: а где до того удовлетворяли религиозные потребности те самые православные карелы, русские и, кстати, ещё и ижоры? Где была ближайшая церковь? В Коробсельках? Если меня исторические познания подводят, напомните кто-нибудь церковь или хотя бы часовню XVII в. в белоостровских окрестностях.
Osbourne писал(а):
Покинутая православными карелами территория наполнялась лютеранами-переселенцами.
Не возражая по существу, все же уточним, что порядок действий был обратным. Сначала территория наполнялась переселецами, так сказать, а затем уцелевшие православные карелы и русские приходили к осознанию необходимости эвакуации.
Мне почему-то кажется, что эти процессы д.б. идти в лучшем случае параллельно.
В источниках примерно так "на опустелые земли заселялись..."
Буквоед писал(а):
Мне почему-то кажется, что эти процессы д.б. идти в лучшем случае параллельно. Много ли времени требовалось для "прихода к осознанию"?
Ну да, не доросло еще пока увы грубое местное население до идеалов высокой свободы и просвящения. Сбежало от европейской культуры в азиатскую Россию. Причем почти поголовно.
Буквоед писал(а):
Здесь более интересен другой, более ткскть частный, вопрос: а где до того удовлетворяли религиозные потребности те самые православные карелы, русские и, кстати, ещё и ижоры?
Эти потребности были невелики. Местное население в основном было языческим.