Буквоед писал(а):
Больше всего впечатлил инструктор, сидящий на верху трубы. ... Если столько труб навешивают, почему бы не поставить ещё одну, для перископа

?
История.
Танк подводного хождения Вемахтом для планируемой высадки в Англии разрабатывался с середины 1940 г. Он подвергался некоторым переделкам и снабжался оборудованием для подводного вождения (ОПВТ).
Закрывались воздухозаборники, а выхлопная труба снабжалась клапаном. Командирская башенка, маска пушки и пулемет радиста уплотнялись специальными водонепроницаемыми прокладками. Резиновая надувная труба окружала основание башни. В погруженном состоянии воздух в танк поступал через трубку с поплавком, так называемый «шнорхель».
Такой танк мог идти на глубинах до 15 м.
После отказа от операции «Морской Лев» танки с ОПВТ оказались не нужны в их первоначальном оснащении. Весной 1941 г. на заводе в Миловицах (Чехия) танки переоборудовали для преодоления по дну рек с неподвижной шнорхельной трубой, установленной на крыше командирской башенки.
Применение.
С июля 1940 г. четыре отделения, сформированные из персонала существующих танковых полков, проходили усиленную тренировку на острове Зильт. В октябре три подготовленные отделения вошли в состав 18-й танковой дивизии, а четвертая — в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии.
22 июня 1941 г. танки 18-й ТД преодолели реку Буг у Патулина.
В Советской Армии разрабатывался с середины 1940 г опытный обраэец, но практического применения не получил.
Только в 1951—1953 гг быол спроектированый и изготовленоный ОПВТ для танка Т-54 получил применение в ВС.
ОПВТ включало в себя: воздухо-питающую трубу, устанавливаемую на место смотрового прибора наводчика, клапанную коробку на выхлопную трубу, гирополукомпас, чехлы на МТО, амбразуры пушки и спаренного пулемета, дульного среза пушки. Для уплотнения погона башни использовалась надувная резиновая пластина. Для герметизации отдельных неплотностей и стыковочных узлов была применена специальная замазка ЗЗК (замазка защитная клейкая).
В Настоящее время используются воздухопитающая труба для жизни экипажа и двигателя
В боевой обстановке она сбрасывается без выхода экипажа после форсирования.
Если механику ставить"перископ" то после форсирования нужно останавливоться для смены прибора у мех.-водителя, а это значит остановить атаку и быть битыми.