ВАЛГЕСАРЬ · WALKISAARI · ВАЛКИСАРЫ · ВАЛКЕАСААРИ · VALKEASAARI · БЂЛЫЙ ОСТРОВЪ · КРАСНООСТРОВ · БЕЛООСТРОВ
 
Трактор в Белоострове

Статьи о Белоострове

Мост через границу (часть II)
 

 

история

В прошлом номере газеты мы рассказали о том, как в Белоострове появился пограничный мост через реку Сестру. Сегодня мы расскажем о том, при каких обстоятельствах он был окончательно разрушен и почему так и не был восстановлен.

Пешком на революцию

С начала XX века территория Финляндии стала одним из основных мест подготовки русских террористов. Взрыв на Аптекарском острове, убийство петербургского градоначальника фон дер Лауница, убийство начальника Главного тюремного управления Максимовского и другие преступления были задуманы и подготовлены именно там. После подавления Московского вооруженного восстания русские революционеры массой хлынули в Финляндию, найдя себе там безопасное местопребывание и вступив в тесные отношения с финскими единомышленниками, видевшими в русской революции наилучшее средство отторжения Финляндии от Российской империи.
Удобство и легкость пересечения границы из-за отсутствия паспортных правил, близость Петербурга и относительная безопасность создали благоприятные условия для появления "ближней эмиграции" у границ России. Так, в 1905 году в деревне Куоккала (ныне Репино) поселились члены ЦК партии большевиков Богданов, Дубровинский и Линдов. А в феврале 1907 года в деревне Хаапала (ныне Ленинское) Петербургским комитетом большевиков были созданы нелегальная инструкторская партийная школа и подпольная лаборатория по изготовлению бомб, где обучались взрывному делу около 30 питерских и латвийских рабочих.

В 1917 году грянула Февральская революция. В Петрограде царила неразбериха, предместья пребывали в напряженном ожидании. В те дни писатель Александр Грин жил на даче в Финляндии, в 72 верстах от Петрограда. Узнав о событиях в столице, Александр Степанович решил отправиться в Петроград. Несмотря на то что железнодорожники бастовали и пассажирские поезда не ходили, он принял решение идти пешком по шпалам. Свое путешествие он описал в рассказе "Пешком на революцию", который можно считать документальным свидетельством событий того времени, происходивших в том числе и на русско-финской границе.
С небольшой группой случайных попутчиков Грин дошел до станции Куоккала, где выяснилось, что граница закрыта до 6 часов утра, поэтому путешественники решили задержаться на станции, чтобы передохнуть и обогреться. Здесь к ним присоединилась целая толпа, следовавшая в том же направлении. Отдохнув, путешественники достигли следующей станции — Оллила (Солнечное), которая была последней перед Белоостровом, после чего продолжили путь. Вскоре впереди показались огни Белоострова. Свернув влево от железнодорожного моста, путешественники вскоре предстали перед дежурившим на переходном пограничном мосту жандармом, который, осмотрев паспорта, отправил их с солдатом к дежурному жандармскому ротмистру. Ротмистр, узнав, что группа предполагает идти от Белоострова в Петроград по шпалам, категорически запретил этот маршрут, объяснив, что путь до столицы охраняется часовыми и идущие по путям люди могут "попасть под расстрел".
Жандармский ротмистр разъяснил, что идти к столице возможно по Выборгскому тракту, на который можно попасть, пройдя по Александровскому шоссе мимо бумажных фабрик Ольхиных.
В дальнейший путь отправились всего шестеро — остальные, струсив, остались в Белоострове. Спутники долго шли по Выборгскому тракту. В Парголово было еще тихо, а от Шувалово до Петрограда дорога представляла собой сплошную толпу. Столица встретила путешественников уличными перестрелками, но к 12 часам дня Грин благополучно добрался до квартиры своего приятеля.

Независимая Финляндия

31 декабря 1917 года правительство Ленина признало независимость Финляндии. А в конце января 1918 года большевики направили финским товарищам 15 тысяч винтовок и другого военного снаряжения для поддержки начавшейся гражданской войны в Финляндии. Вследствие этого нормальное железнодорожное сообщение через Белоостров между Финляндией и Советской Россией было прекращено.

Нажмите, чтобы увеличить
Май 1918 года.
Деревянный пограничный
мост через реку Сестру
еще не разрушен
В конце апреля 1918 года отряды красных финнов были выбиты на российскую территорию через границу в районе станции Белоостров. В результате боев на финской стороне были частично разрушены рельсовые пути и железнодорожный мост через реку Сестру. Все телеграфные и телефонные провода, идущие через границу, были перерезаны с обеих сторон. Но и после прекращения боевых действий весной 1918 года ситуация продолжала оставаться неспокойной — по обе стороны границы располагались воинские формирования, на которые и были возложены функции по ее охране. С возобновлением легального пересечения границы сразу же обнаружились пограничные проблемы.
Первые финны, возвратившиеся из России легальным путем, перешли границу в Белоострове во вторую неделю мая. Они пересекли границу пешком, потому что на российской стороне поезда следовали только до станции Белоостров. Репатрианты с вещами в руках переходили реку Сестру по деревянному пограничному мосту. Попав на финскую сторону, они ехали на подводах или шли пешком от границы до станции Оллила. Но уже к середине мая железная дорога с финской стороны была восстановлена и поезда стали доходить до реки Сестры. В это время легальный переход границы в обоих направлениях значительно возрос. В Россию возвращались как мирные граждане, так и русские военнопленные. В Финляндию выезжали главным образом финские подданные, которых на станции Раяйрки обследовал специальный врач. В случав подозрения инфекционного заболевания обследуемые направлялись в Куоккалу, где была создана специальная карантинная служба, через которую в 1918 году прошли 2478 человек. В 1918 году пересечение границы со стороны России контролировалось слабо. Охранявшие ее красногвардейцы за мзду часто пропускали в Финляндию людей, вообще не имеющих никаких документов.
Летом 1918 года в России было национализировано большое количество промышленных предприятий, а в конце августа в Москве была создана Коммунистическая партия Финляндии (КПФ), одной из целей которой стала подготовка революции и установления в Финляндии диктатуры пролетариата. В конце года КПФ объявила финнов в возрасте от 18 до 45 лет, независимо от гражданства, военнообязанными и подлежащими призыву в Красную армию. Все это усилило бегство как финнов, так и русских за границу.
В конце 1918 года охрана границы на российской стороне была усилена: личный состав пограничной стражи был заменен, его численность увеличена.
С наступлением осени и увеличением темного времени суток активизировался нелегальный переход границы по тайным тропам. Вдоль всей границы гремели выстрелы, пограничники регулярно выискивали перебежчиков.
В 1919 году, в разгар гражданской войны, Советская Россия находилась в критическом положении. Пользуясь слабостью воточного соседа, определенные политические силы в Финляндии организовали в апреле 1919 года «освободительный» Олонецкий поход добровольцев для отторжения части территории России с целью присоединения восточных карелов и создания Великой Финляндии. Боевые действия в Олонце привели к военному столкновению вдоль всей границы на Карельском перешейке с использованием не только стрелкового оружия, но и артиллерии.
Чтобы не допустить вторжения финнов на нашу территорию, 6 июня 1919 года красногвардейцы взорвали в Белоострове оба моста через реку Сестру — железнодорожный и деревянный. Вдоль русского берега реки выкопали окопы, установили проволочные заграждения. В районе станции Белоостров был организован опорный узел обороны. В результате боевых действий полностью сгорело здание Белоостровского вокзала, пробита снарядом водонапорная башня, разрушен Харчевский кирпичный завод, пострадало множество жилых зданий с обеих сторон.


Вокруг света за два с половиной года*

Разрушенный пограничный мост Белоострова упоминается в книге Ольги Ивановны Молкиной «Над нами Красный Крест»,в которой она рассказала о кругосветном путешествии, которое совершили петроградские дети в 1918 — 1921 годах. Около 800 колонистов, отправленных из голодного Петрограда «подкормиться» за Урал,
Нажмите, чтобы увеличить
Декабрь 1920 года.
Встреча советских
и финских пограничников
на льду реки Сестры
попали в круговерть гражданской войны и были спасены американским Красным Крестом. На японском судне детей сначала вывезли в Америку, а затем через Европу привезли на российско-финскую границу. Так, за два с половиной года обогнув земной шар, питерские дети снова возвращались в родной город. Колонистов направляли из Финляндии в Советскую Россию группами (первая прибыла в Петроград 10 ноября 1920 года, а последняя — 26 января 1921 года). Железнодорожный мост через реку Сестру был взорван, поэтому поезд привез колонистов в пограничную местность Раяйоки и остановился недалеко от берега. Дети вышли из вагонов и с чемоданами и тюками направились к пограничному переходу. Один из финских офицеров встал лицом к русскому берегу и флажками подал сигнал: «Границу открыть». На той стороне человек в черной кожанке замахал флажками в ответ. Две половинки узких деревянных мостков лежали по обеим сторонам реки рядом с взорванным деревянным мостом. По команде мостки были сдвинуты, образовав зыбкую переправу, по которой первые несколько десятков ребят шагнули в новую, совершенно незнакомую жизнь. В Финляндии колонистам в дорогу были приготовлены два больших ящика с бутербродами, которые вместе с вещами тоже перенесли на русский берег. К одной из воспитательниц подошел начальник пограничной службы и вежливо спросил, нельзя ли взять несколько бутербродов для его людей, которые очень давно ничего не ели. В ответ на это колонисты единодушно решили отдать пограничникам оба ящика с бутербродами, после чего отправились на станцию Белоостров, откуда их доставили на Финляндский вокзал.

* сайт детей-колонистов: www.colonia.spb.ru


Восстановление станции Белоостров

В октябре 1920 года между Советской Россией и Финляндией был подписан мирный Юрьевский договор, в результате чего у российских военных строителей и железнодорожников появилась возможность восстановить железнодорожный мост (24 декабря восстановленный мост был испытан обкаткой пассажирским составом). Тогда же были подписаны временное железнодорожное и торговое соглашения.
В апреле 1921 года после длительного перерыва стал возможным легальный переезд репатриантов из России по мосту с пересадкой на пограничной станции Раяйоки.
Постановлением Совета труда и обороны, подписанным Лениным 20 апреля 1921 года, работы по восстановлению станции Белоостров были признаны «военно-срочными I очереди». На станции требовалось восстановить пути, построить приемоотправочные парки, стоянки для паровозов, возобновить систему водоснабжения, восстановить и приспособить деревянные дома под помещения таможенного досмотра и под здание вокзала.
В 1922 году по достигнутому соглашению финнами был построен новый однопутный железнодорожный мост через реку Сестру. Финская половина моста была выкрашена в светло-серый цвет, советская — в красный. Мост впоследствии так и называли — бело-красным.


Эпилог

С появлением сквозного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией деревянный переходной пограничный мост, просуществовавший с 1867 по 1919 год, было решено не восстанавливать.
Следует лишь добавить, что в конце 40-х годов XX века в двухстах метрах ниже по течению от железнодорожного моста был построен деревянный автомобильный, а в конце 50-х в трехстах метрах выше появился деревянный мост — на дороге, ведущей в ДСК "Дюны". В дальнейшем оба моста были перестроены в железобетонные.
Ныне же, как память о далеких событиях, остались только семь торчащих из воды деревянных свай. Да и они в скором времени могут исчезнуть навсегда, когда этих мест коснется строительство Западного скоростного диаметра.


Михаил и Алексей ЛОГУНЦОВЫ

7-13 апреля 2007 года «СЕСТРОРЕЦКИЕ БЕРЕГА» №12


© BELOOSTROV.RU

 
список статей


Разработка и поддержка: Aqua$erg © 2006 - 2025