ВАЛГЕСАРЬ · WALKISAARI · WALKEASAARI · ВАЛКИСАРЫ · ВАЛКЕАСААРИ · VALKEASAARI · БЂЛЫЙ ОСТРОВЪ · КРАСНООСТРОВ · БЕЛООСТРОВ
 
Трактор в Белоострове

Избранное

Мемуары о Калелово
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Биографии мамы и ее поколения заканчиваются. Сейчас развиваются биографии их детей, внуков и даже уже правнуков. Но до сих пор не даны вразумительные объяснения массовых репрессий на протяжении многих десятилетий (с начала революции и, как минимум, до окончания сталинского режима) в отношении российских (ингерманландских) финнов.

Почему для выполнения красивого лозунга - обещания дать "хлеба, свободы, мира" одним (хотя это осталось невыполненным), все это надо было отобрать у других своих граждан, в частности, у российских (ингерманланд-ских) финнов и так называемых "кулаков". Разве те и другие не относились к разряду "кормильцев", на которых по крестьянской пословице "крест не ставят". Почему была допустима (теоретически) счастливая жизнь только для людей мифического коммунистического будущего, а не для людей, строящих это будущее. За что пострадали, например, все четыре сестры в маминой семье. Почему ее сестра Анни в 25-летнем возрасте была помещена в тюрьму, где ее 5 месяцев продержали в одиночке (!), почему сестру Айно 21 года арестовали и 6 лет продержали в лагере (впоследствии была реа-билитирована), почему сестру Тююне в 20-летнем возрасте, после того, как она не умерла от голода в Ленинградской блокаде и была эвакуирована в Красноярский край, сослали на Крайний Север Красноярского края на поло-жение административно высланной, спецпереселенца; почему их старшую сестру Мари, мою маму, в 1937 году, имеющую русского мужа, годовалого ребенка и живущую далеко от Ингерманландии (на Урале) арестовали только на том основании, что она была финской национальности, почему их дядю Павла Репонен, отца троих взрослых детей и уже дедушку, арестовали и сослали в лагерь, где он пропал без вести и т. д. и т. д.

И почему в списке репрессированных народов наряду с другими, напри-мер, российскими немцами, отсутствовали российские (ингерманландские) финны и всегда замалчивалась их судьба, в результате чего, как их трагедия с начала советской власти, так и их запоздалая реабилитация в 1993 году, остались незамеченными народами России и бывшего Советского Союза.

Ингерманландские финны о своей трагической судьбе долгое время го-ворили мало. И говорить было опасно, и они так настрадались, что это было бы, как "сыпать соль на рану". И почему-то невольно вспоминается персонаж из романа А. Толстого "Петр 1", который при виде своего бывшего господина заробел не умом, а "поротой задницей".


Но должны же были быть в России (и в СССР) должностные лица на разных уровнях, в том числе самом высоком, также и историки, которые занимались национальным вопросом, проблемами малых народов. Почему ими всегда замалчивалось все, что касалось российских финнов?

Могут сказать, что от сталинского режима пострадали также и русские. Да, их было в целом уничтожено больше, чем кого-либо другой национальности, хотя в Карелии, по данным статистики, в 1937-1933 годах финнов было репрессировано больше, чем карел или русских, соответственно 2869, 2733 и 2415 человек. Репрессии прошли по горизонтали и вертикали всего Советского Союза, затронув все национальности и слои населения, не иначе, как в доказательство равноправия народов. Никто не был застрахован от ареста, например, в отдаленной уральской деревне Соломаты, родине моего отца, был арестован даже ночной сторож.

Но многие репрессивные решения в отношении финнов затрагивали не отдельных людей, а всех российских финнов. Не являлось ли конечной целью уничтожение этого народа, когда их высылали с места совместного проживания в бывшей Ингерманландии в самые разные регионы Советского Союза, где у них не было привычного финского окружения, в результате чего дети забывали финский язык, а вырастая, женились и выходили замуж за инородцев, т. е. это приводило к невольной русификации ингерманладских финнов.

Много можно говорить на эту тему, но оставлю это более компетентным в этом вопросе людям.

Опасаюсь, что может создаться неправильное впечатление, что я вижу одни негативные стороны жизни. Поэтому напоминаю, что в этих записках я писала о многих замечательных русских людях, встречаемых мамой в Тад-жикистане, в Свердловской области, в Новгородской области, в Эстонии, от которых, в очень трудных ситуациях жизни, она получала необходимую помощь, совершенно неожиданную. Также вызывает чувство благодарности и гордости за страну то, что в России помнят о погибших на войне и оказывают помощь их семьям. Мы с сестрой в детстве получали пенсию за погибшего отца, что было подспорьем семье. В Петрозаводске маме дважды через военкомат улучшали жилищные условия и сейчас она, как вдова погибшего, получает надбавку к пенсии. Или недавно были изданы книги Памяти с поименным списком погибших в Великую Отечественную войну, где значится и наш отец. Разве эти действия не говорят о том, что сохраняется память о жертвах войны.

Любя и ценя российский народ, я верю, что в Большой России будут созданы надлежащие условия для развития и сохранения всех ее народностей даже самых малочисленных, в том числе и российских финнов. Очень бы хотелось, чтобы российские финны, в большей части, как прежде, проживали компактно, хотя бы в отдельных населенных пунктах, на земле бывшей Ингерманландии, так как только совместное проживание, постоянное общение на родном языке может способствовать развитию, а не только сохранению, самобытности народа, его культуры, литературы.

БЛИЖАЙШИЕ МАМИНЫ РОДСТВЕННИКИ, ИМЕНА КОТОРЫХ УПОМЯНУТЫ В ЭТИХ ЗАПИСКАХ


1. По линии отца Туомаса

ТУОМАС ТОЛППА (кузнец)
(прадед мамы)

Матвей
(мамин дедушка, его жена Анна)
Соломон Анна
Туомас
(мамин отец, его жена Кристина)
Михаил Андрей Иван Матвей Михаил
(жена Кристина - дочь Андрея)
их дети:
Мария (моя мама, 1907 г. р.) Матвей Иван Лемпи   Тойво
Анна (1909 г. р.) Юханнес Андрей      
Михаил (1913 г. р.) Виктор Кристина      
Туомас (1915 г. р.) Тойво Лемпи      
Матвей (1917 г. р.) Хилья Туомас      
Айно (1919 г. р.) Хелена Мария      
Тююне (1921 г. р.) Хильда Михаил      

 

2. По линии матери Кристины


ПААВО (ПАВЕЛ) РЕПОНЕН
(прадед мамы)

Каапре (Гавриил)
(мамин дедушка, его жена Мария*)

Кристина (мамина мать, её муж Туомас Толпа) Анна (в замужестве Ланкинен) Павел
их дети:
Мария (моя мама, 1907 г. р.)
Анна (1909 г. р.)

и т. д. (см. по линии отца)

Матильда (в замужестве Репонен)
Ялмари
Мария
Каапре
Элида


* Мамина бабушка Мария, в девичестве Хюппенен, имела двух сестёр: Кайсу и Лизу.

У Кайсы были дети: Томми, Анти, Алина (в замужестве Пелля), Суло.

У Лиизы были дети: Берта и Селма.

 
к оглавлению

Разработка и поддержка: Aqua$erg © 2006 - 2022