ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Биографии мамы и ее поколения заканчиваются. Сейчас
развиваются биографии их детей, внуков и даже
уже правнуков. Но до сих пор не даны вразумительные
объяснения массовых репрессий на протяжении многих
десятилетий (с начала революции и, как минимум,
до окончания сталинского режима) в отношении российских
(ингерманландских) финнов.
Почему для выполнения красивого
лозунга - обещания дать "хлеба, свободы,
мира" одним (хотя это осталось невыполненным),
все это надо было отобрать у других своих граждан,
в частности, у российских (ингерманланд-ских)
финнов и так называемых "кулаков". Разве
те и другие не относились к разряду "кормильцев",
на которых по крестьянской пословице "крест
не ставят". Почему была допустима (теоретически)
счастливая жизнь только для людей мифического
коммунистического будущего, а не для людей, строящих
это будущее. За что пострадали, например, все
четыре сестры в маминой семье. Почему ее сестра
Анни в 25-летнем возрасте была помещена в тюрьму,
где ее 5 месяцев продержали в одиночке (!), почему
сестру Айно 21 года арестовали и 6 лет продержали
в лагере (впоследствии была реа-билитирована),
почему сестру Тююне в 20-летнем возрасте, после
того, как она не умерла от голода в Ленинградской
блокаде и была эвакуирована в Красноярский край,
сослали на Крайний Север Красноярского края на
поло-жение административно высланной, спецпереселенца;
почему их старшую сестру Мари, мою маму, в 1937
году, имеющую русского мужа, годовалого ребенка
и живущую далеко от Ингерманландии (на Урале)
арестовали только на том основании, что она была
финской национальности, почему их дядю Павла Репонен,
отца троих взрослых детей и уже дедушку, арестовали
и сослали в лагерь, где он пропал без вести и
т. д. и т. д.
И почему в списке репрессированных
народов наряду с другими, напри-мер, российскими
немцами, отсутствовали российские (ингерманландские)
финны и всегда замалчивалась их судьба, в результате
чего, как их трагедия с начала советской власти,
так и их запоздалая реабилитация в 1993 году,
остались незамеченными народами России и бывшего
Советского Союза.
Ингерманландские финны о своей трагической
судьбе долгое время го-ворили мало. И говорить
было опасно, и они так настрадались, что это было
бы, как "сыпать соль на рану". И почему-то
невольно вспоминается персонаж из романа А. Толстого
"Петр 1", который при виде своего бывшего
господина заробел не умом, а "поротой задницей".
Но должны же были быть в России (и в СССР) должностные
лица на разных уровнях, в том числе самом высоком,
также и историки, которые занимались национальным
вопросом, проблемами малых народов. Почему ими
всегда замалчивалось все, что касалось российских
финнов?
Могут сказать, что от сталинского
режима пострадали также и русские. Да, их было
в целом уничтожено больше, чем кого-либо другой
национальности, хотя в Карелии, по данным статистики,
в 1937-1933 годах финнов было репрессировано больше,
чем карел или русских, соответственно 2869, 2733
и 2415 человек. Репрессии прошли по горизонтали
и вертикали всего Советского Союза, затронув все
национальности и слои населения, не иначе, как
в доказательство равноправия народов. Никто не
был застрахован от ареста, например, в отдаленной
уральской деревне Соломаты, родине моего отца,
был арестован даже ночной сторож.
Но многие репрессивные решения в
отношении финнов затрагивали не отдельных людей,
а всех российских финнов. Не являлось ли конечной
целью уничтожение этого народа, когда их высылали
с места совместного проживания в бывшей Ингерманландии
в самые разные регионы Советского Союза, где у
них не было привычного финского окружения, в результате
чего дети забывали финский язык, а вырастая, женились
и выходили замуж за инородцев, т. е. это приводило
к невольной русификации ингерманладских финнов.
Много можно говорить на эту тему,
но оставлю это более компетентным в этом вопросе
людям.
Опасаюсь, что может создаться неправильное
впечатление, что я вижу одни негативные стороны
жизни. Поэтому напоминаю, что в этих записках
я писала о многих замечательных русских людях,
встречаемых мамой в Тад-жикистане, в Свердловской
области, в Новгородской области, в Эстонии, от
которых, в очень трудных ситуациях жизни, она
получала необходимую помощь, совершенно неожиданную.
Также вызывает чувство благодарности и гордости
за страну то, что в России помнят о погибших на
войне и оказывают помощь их семьям. Мы с сестрой
в детстве получали пенсию за погибшего отца, что
было подспорьем семье. В Петрозаводске маме дважды
через военкомат улучшали жилищные условия и сейчас
она, как вдова погибшего, получает надбавку к
пенсии. Или недавно были изданы книги Памяти с
поименным списком погибших в Великую Отечественную
войну, где значится и наш отец. Разве эти действия
не говорят о том, что сохраняется память о жертвах
войны.
Любя и ценя российский народ, я
верю, что в Большой России будут созданы надлежащие
условия для развития и сохранения всех ее народностей
даже самых малочисленных, в том числе и российских
финнов. Очень бы хотелось, чтобы российские финны,
в большей части, как прежде, проживали компактно,
хотя бы в отдельных населенных пунктах, на земле
бывшей Ингерманландии, так как только совместное
проживание, постоянное общение на родном языке
может способствовать развитию, а не только сохранению,
самобытности народа, его культуры, литературы.
БЛИЖАЙШИЕ МАМИНЫ РОДСТВЕННИКИ, ИМЕНА КОТОРЫХ УПОМЯНУТЫ
В ЭТИХ ЗАПИСКАХ
1. По линии отца Туомаса
ТУОМАС ТОЛППА (кузнец)
(прадед мамы)
Матвей
(мамин дедушка, его жена Анна)
|
Соломон |
Анна |
Туомас
(мамин отец, его жена Кристина)
|
Михаил |
Андрей |
Иван |
Матвей |
Михаил
(жена Кристина - дочь Андрея) |
их дети: |
Мария (моя мама, 1907 г. р.) |
Матвей |
Иван |
Лемпи |
|
Тойво |
Анна (1909 г. р.) |
Юханнес |
Андрей |
|
|
|
Михаил (1913 г. р.) |
Виктор |
Кристина |
|
|
|
Туомас (1915 г. р.) |
Тойво |
Лемпи |
|
|
|
Матвей (1917 г. р.) |
Хилья |
Туомас |
|
|
|
Айно (1919 г. р.) |
Хелена |
Мария |
|
|
|
Тююне (1921 г. р.) |
Хильда |
Михаил |
|
|
|
2. По линии матери Кристины
ПААВО (ПАВЕЛ) РЕПОНЕН
(прадед мамы)
Каапре (Гавриил)
(мамин дедушка, его жена Мария*)
Кристина (мамина мать, её муж Туомас
Толпа) |
Анна (в замужестве Ланкинен) |
Павел |
их дети: |
Мария (моя мама, 1907 г. р.)
Анна (1909 г. р.)
и т. д. (см. по линии отца)
|
Матильда (в замужестве Репонен)
Ялмари
|
Мария
Каапре
Элида
|
* Мамина бабушка Мария, в девичестве Хюппенен,
имела двух сестёр: Кайсу и Лизу.
У Кайсы были дети: Томми, Анти,
Алина (в замужестве Пелля), Суло.
У Лиизы были дети: Берта и Селма.
|