Вдалеке от основного белоостровского садоводческого
массива, за рекой Сестрой, у перекрестка глухих
лесных дорог много лет торчит из бетонного фундамента
«хвост» современного самолёта. Много слухов и
домыслов ходит об этом странном мемориале, да
и немногие о нём слышали, а видевших ещё меньше.
Без вникания в детали и так любому ясно: здесь
в мирное время разбился реактивный военный самолёт
во время учебно-тренировочных полётов. Но что
это был за самолёт, когда и почему разбился, на
каком аэродроме базировался, кто были погибшие
лётчики?
Собирая по крупицам
информацию и обсуждая её на форуме, народ пытался
выяснить ответы на все эти вопросы, как вдруг
в обсуждении стали появляться сообщения от однополчан
погибших лётчиков, которые внесли ясность и дали
вполне точную картину произошедшего.
Где это?
Итак, где
же находится этот странный и таинственный памятник?
Сразу нужно отметить, что добраться до него довольно
трудно, и местами невозможно проехать на обычной
легковой машине.
Если ехать
по Выборгскому шоссе в сторону Выборга через садоводческий
массив Старого Белоострова, обозначенный дорожным
знаком «Садоводства», то после верстового столбика
«39км» метров через 300 будет перекрёсток с асфальтовыми
дорогами влево и вправо. Направо — дорога на Калелово
(местные называют её «озерным шоссе», ибо асфальт
проложен до Пасторского озера). Вот по направлению
к бывшей деревне Калелово, не сворачивая по асфальту
к озеру и нужно двигаться.
Примерно
через 10км переезжаем реку Сестру, делившую границу
между СССР и Финляндией до весны 1940г. Далее,
проехав через относительно новые дачные участки
и лес около 4км, попадаем на перекресток труднопроезжих
лесных дорог, где стоит памятник. Здесь и погибли
лётчики. Вернее, не совсем здесь, у памятника
— он установлен у перекрёстка дорог, чтобы лучше
был заметен. На самом деле, место падения самолёта
— неподалёку, в 300м от памятника, в лесу.
Памятник
Мемориал
представляет собой дюралюминиевую хвостовую часть
современного реактивного военного самолёта, вбетонированную
в небольшой фундамент. На вертикальном стабилизаторе
нарисована красная звезда и прикреплена мемориальная
табличка с фотографией одного из погибших лётчиков.
К сожалению, не время, а люди не пощадили памятник:
изначально хвостовая часть была более полноценной,
но в конце 1990-х гг часть вертикального стабилизатора
выше горизонтальных рулей была варварски срезана
наемными рабочими, охочими до цветного металла
и безвозвратно утеряна. Вот так вот относятся
к памяти погибших свои же русские люди, у которых,
видимо, нет ничего святого за душой. Ещё в середине
90-х памятник был в том виде, к котором его установили,
но уже через несколько лет верхняя часть исчезла.
Мемориальная
табличка, укреплённая на киле гласит, что здесь
15 сентября 1982 года при исполнении обязанностей
военной службы трагически погибли:
- майор
Деревяшкин Василий Дмитриевич
рожд. 07.01.1952 из Оренбургской обл.
- капитан
Басов Александр Владимирович
рожд. 19.07.1954 из Ставрополя
Табличка
установлена от командования части, родных, жён,
детей, всех друзей и близких. Рядом лирическое
утверждение: «Лётчики
не умирают, лётчики улетают»...
Падая, самолёт прорубил в лесу просеку среди
деревьев, протяжённостью почти 300м. Она находится
в стороне от перекрестка с памятником - примерно
в 300м, и сохранилась по сей день — за 30 лет
с момента трагедии лес так и не смог скрыть следы
падения самолёта. В конце просеки, на сухом дереве
также укреплена скорбная табличка:
ТРАГИЧЕСКОЕ
МЕСТО
15 сентября 1982г. в 17час.
56мин. на этом месте погибли при исполнении
служебных обязанностей военные лётчики 1-го
класса - однополчане
- капитан Басов
Александр Владимирович- 1954г.
- майор Деревяшкин
Василий Дмитриевич - 1952г.
ОСТАНОВИСЬ
и ПОКЛОНИСЬ ИМ
Память родных и детей г.Ставрополь
19/IX 1982г |
На самой просеке до сих пор стоят полусгнившие
и сухие стволы деревьев, срезанные крыльями и
фюзеляжем падающего самолёта, напоминая о трагедии,
произошедшей здесь 30 лет назад. Необычен и памятен
тот факт, что за 30 лет место падения самолёта
не сильно изменилось, хотя, по идее, здесь должен
был вырасти новый лес. Ан, нет! Природа сохранила
память о произошедшем, и просека до сих пор хорошо
просматривается, напоминая о трагедии сухими сломанными
стволами елей.
На удивление, не увезены и 30 лет назад при
расследовании катастрофы и по сей день не растащены
вездесущими охотниками за металлом некоторые детали
и останки самолёта — куски шасси, обломки крыльев
и корпуса самолёта. Ну и пусть лежат — как надгробные
камни на могиле. На местах смертельных ДТП на
трассах к венкам на столбиках часто прикрепляют
руль. Здесь же — хвост самолёта (пусть и другого)
и его обломки...
Памятник установлен в годовщигу гибели — в сентябре
1983 года при содействии и организации командования
180-го гв. ИАП. В качестве мемориала установлена
часть хвостового оперения от списанного самолёта
Миг-15 УТИ (такими самолетами ранее был укомплектован
полк, до поступления Су-15). Позже родственники
и сослуживцы прикрепили к памятнику мемориальную
табличку и фотографию А.В.Басова
Катастрофа
Много было
домыслов о том, как же произошло крушение истребителя.
Но факты, собранные иследователями на местности
и рассказанные сослуживцами погибших лётчиков
вкратце таковы:
Самолет СУ-15 УМ №32 из 3-й АЭ 180-го Гвардейского
Истребительного Авиационного Полка (аэродром базирования
на 1982г. — п.Громово Приозерского р-на Ленинградской
обл.) выполнял учебный полёт. Истребитель пилотировал
командир звена, заместитель командира АЭ (на тот
момент ИО командира АЭ) — капитан Басов А.В. и
обучаемый начальник штаба АЭ гв. майор Деревяшкин
В.Д., проходивший реабилитацию после перерыва
в полётах вследствие небольших проблем со здоровьем.
При пилотировании
в 3-й пилотажной зоне, расположенной в азимуте
150-190 градусов и дальности 28-58 км от аэродрома
экипаж допустил ошибку в технике пилотирования.
На нисходящей части фигуры пилотажа из-за несогласованных
действий экипажа допущен слабый темп взятия ручки
управления самолетом «на себя» (для вывода самолета
в горизонтальный полет), и произошло столкновение
с лесным массивом. По расчетам специалистов, для
безопасного вывода в горизонтальный полет экипажу
не хватило 5-10 метров высоты. Запас топлива на
борту был примерно 1500-2000кг. Самолет практически
сразу после столкновения с деревьями взорвался
в воздухе. Почему не прыгнули? Вероятно, ошибку
заметили поздно и пыталить ее исправить. И почти
исправили. Но высоты не хватило. Летчики, по своей
психологии (особенно в 80-90-х годах), боролись
за самолет до конца. Особенно, осознавая, что
где-то в сложившейся ситуации виноваты сами. Самолёт,
разваливаясь на куски, проделал 300-метровую просеку
в лесу, в направлении с северо-запада на юго-восток,
в относительном удалении от ближайших поселков,
садоводств и других жилищ, вблизи реки Сестры.
Таковы описания трагедии, произошедшей в далёком
1982-м году в глубине белоостровских лесов.
Послесловие
Священные
слова «Никто не забыт и ничто не забыто» в данном случае — не пустой
звук. Несмотря на то, что памятник находится в лесной глуши, о нем
знает значительно больше людей, чем подразумевалось при установке
мемориала. Т.е. не только узкий круг лётчиков, но и местные садоводы,
грибники, туристы, путешественники, искатели. В относительной близости
от памятника ныне находятся несколько СНТ, и для владельцев местных
участков этот памятник — лишний повод просто прогуляться в лес.
Таким образом, мемориал не забыт, о нём рассказывают, пишут, выкладывают
фотографии. Благодаря интересу к памятнику, удалось выяснить подлинные
обстоятельства трагедии. В 2011-м году местные энтузиасты немного
подремонтировали мемориал: провели уборку локальной территории,
почистили и подкрасили памятник, укрепили фундамент свежим раствором;
летом 2012-го года также местными силами обновлена фотография А.В.Басова
и установлена фотография В.Д.Деревяшкина. В 2015 и 2016-м подзалатали
рваные дыры на теле памятника, оставленные охотниками за металлом.
В 2017-м планируется шпатлевка и покраска.
В сентябре 2012-го года наступила
30-летняя годовщина гибели лётчиков. Силами активистов сайта были
информированы и заинтересованы некоторые СМИ. Журналисты с канала
"100 ТВ" сняли небольшой репортаж о памятнике и о лётчиках
Громовского Истребительного Авиаполка.
В 2012-м году вышла на форум
дочь одного из погибших пилотов — Марина Басова. С помощью активистов
сайта она уже дважды посещала место гибели отца — в 2013-м и 2016-м.
Память о погибших летчиках не только не увяла — она живет, и забота
о памятнике приносит свои положительные результаты, что очень отрадно
— как для родственников пилотов, так и для тех, кто, в силу близости
к мемориалу и чувства ответственности за него, прилагает усилия
к его сохранению.
Обсудить
этот материал в Форуме >>>
|