СПИСОК ВОЕННЫХ АЭРОДРОМОВ ЛВО В ЛЕНИНГРАДЕ И ОБЛАСТИ ПО СОСТЯНИЮ НА 23.06.1941 - НА СТР. 17
raevsku писал(а):
Буквоед писал(а):Такое было всегда (по крайней мере еще лет 25 назад, даже при тогдашнем уровне автомобилизации) на Троицу - заворачивали на Каменку и потом направо через совхоз...
Еще был один путь в объезд всех возможных засад ГАИ на Троицу. Между баней и кинотеатром "Озерки" через переезд в Шувалово, затем мимо Шуваловского карьра к дор. на Каменку. Помянул, и партизанскими тропами домой!
Мимо карьера к дор. на Каменку - это, кстати, по территории б. аэродрома - после войны заросшей, а теперь сплошь застроенной (испытательный стенд з-да Климова, ЛФТИ и т.п.). А еще в 60-е гг по краю этой дороги были остатки капониров, к полю выходили рулежки. А сразу за дор. на Каменку - кладбище летчиков (оно, вроде бы, поддерживается в порядке).
Sorry за ностальгию
Последний раз редактировалось Буквоед 25 авг 2013 21:19, всего редактировалось 1 раз.
Буквоед писал(а):
Мимо карьера к дор. на Каменку - это, кстати, по территории б. аэродрома - после войны заросшей, а теперь сплошь застроенной (испытательный стенд з-да Климова, ЛФТИ и т.п.). А еще в 60-е гг по краю этой дороги были остатки капониров, к полю выходили рулежки. А сразу за дор. на Каменку - кладбище летчиков (оно, вроде бы, поддерживается в порядке).
Sorry за ностальгию
Это не совсем ностальгия. Я познакомился с районом Шуваловского карьера сравнительно недавно. Пытался определить нынешнее местоположение бывшего аэродрома по финской двухсотке 1943г., когда карьера еще не было. Получается, что аэродром располагался за площадкой завода им. В.Я. Климова, и соответственно за карьером. Железнодорожная ветка, показанная на карте, сохранилась и сейчас. Она заходит на территорию завода и там обрывается.
А про остатки капониров, это интересно! Где они были? У дороги рядом с Шуваловским карьером или дальше?
Капониры - земляные, полуосыпавшиеся и зарастающие (повторяюсь - по последнему состоянию на начало 60-х гг) б. расположены вдоль всего северного края летного поля, т.е. по кромке леса (контур аэродрома см. на фото)
Мне кажется, что Вы ошибаетесь. Ниже выкладываю участок финской карты с аэродромом. Для точного местоположения аэродрома требуется наложение финской и современной карт.
Не вижу противоречий. Аэродром сориентирован точно так же. М.б. я "маханул" с размерами, в т.ч. с протяженностью с с.-запада на ю.-восток (на финской карте АС короче). Тем не менее, с севера - лес, и даже -в правом верхнем углу -кусочек с/х поля, существующего до сих пор и показанного на приведенном гугле.
raevsku писал(а):А ж/д ветка, существующая и сейчас, была продлена уже после войны? И заведена на площадку завода им. В.Я. Климова?
Точно так! Строительство площадки началось где-то в 1959-60 гг, слева от летного поля (оно еще хорошо определялось, т.к. поросло лишь мелким кустарником) тогда и продлили ветку от основной линии, ведущей к элеватору Росрезерва, и проложили асфальтовую дорогу до площадки. А справа от летного поля вплоть до начала 70х гг вполне можно еще б. собирать грибы
Буквоед писал(а):Точно так! Строительство площадки началось где-то в 1959-60 гг, слева от летного поля (оно еще хорошо определялось, т.к. поросло лишь мелким кустарником) тогда и продлили ветку от основной линии, ведущей к элеватору Росрезерва, и проложили асфальтовую дорогу до площадки. А справа от летного поля вплоть до начала 70х гг вполне можно еще б. собирать грибы
Ха-ха! Насчет дороги я не спорю. А вот ж/д ветка к нынешнему заводу Климова, а ранее к аэродрому, существовала и в 1943г, согласно финской карте. Так что ветку от основной ж/д, ведущей к элеватору, проложили раньше, а не на рубеже 1960гг.
Вот и получается, что если смотреть относительно ж/д к з-ду Климова, аэродром не там, где Вы показываете, а за нынешней III площадкой з-да им. В.Я. Климова, в направлении на запад. Т.е. на совхозных полях.
Ниже на скриншоте - положение еще одного аэродрома в Каменке (wikimapia, указ. черным квадратом).
Чего-то я не пойму, о чём спор. Ветка, указанная на финской карте, (на картинке - красным) теперь не существует. На её месте (частично) - асфальтовая дорога. А новая (жёлтым), которая к заводу, проложена позже в продолжение старой, шедшей к карьеру. По-моему, никаких противоречий между финской картой и Гуглем.
Точно! Теперь все встало на свои места. Немного уточню...
Ж/д ветка на аэродром начиналась приблизительно в нанешней точке пересечения Заповедной ул. и ж/д, ведущей к элеватору. Трасса ж/д вначале пути повторяла путь нынешней Заповедной ул. до автобусной остановки, а далее шла прямо, на северо-запад.
Карьер после 1943г. расширили в северном и западном направлениях, соединив его с р. Каменка. На границе 1960гг. проложили новую ж/д ветку (а не продлили старую от карьера) на завод им. В.Я. Климова по северному берегу карьера.
Осталось попросить Сергея перенести наши сообщения, касающиеся аэродрома, в ветку "Всякая всячина", и обозвать тему скажем так: "военные аэродромы в Ленинграде и области в годы войны".
raevsku писал(а):Точно! Теперь все встало на свои места. ...
Осталось попросить Сергея перенести наши сообщения, касающиеся аэродрома, в ветку "Всякая всячина", и обозвать тему скажем так: "военные аэродромы в Ленинграде и области в годы войны".
Очень рад, что все "устаканилось" и воспоминания детства все-таки не подвели.
2 Aqua$erg
Присоединяюсь к просьбе коллеги raevsku.
В ветке об опасностях Выборгского шоссе участники затронули тему военных аэродромов на нынешней территории северных районов Петербурга. По просьбе участников, тема была разделена, и всё обсуждение, касающиеся тематики аэродромов перенесены сюда
raevsku писал(а):А про тему не забыли. Просто Буквоед пока не готов!
Не готов - в смысле, что сходу не могу предложить какие-либо материалы. Все-таки нахожусь не в городе, а "арестован" на даче. Ежели есть что-то -выкладывайте, вот и обсудим
Дело в том, что в этих краях был еще один аэродром, за дорогой на Каменку (на запад от з-да В.Я. Климова). Большой! Который также показан на финских двухсотметровках. Вот и возникла такая мысль - может быть один из них был "пустышкой" - ложным?
raevsku писал(а):Дело в том, что в этих краях был еще один аэродром, за дорогой на Каменку (на запад от з-да В.Я. Климова). Большой! Который также показан на финских двухсотметровках. Вот и возникла такая мысль - может быть один из них был "пустышкой" - ложным?
Нет, аэродром в Левашово дальше, за Кольцевой. А этот был справа от дор. на Каменку, если ехать от Выборгского шоссе.
Ниже скрин с финской карты. Аэродром в Каменке - слева, а кусок аэродрома в Шувалово виден в правом углу.
Насчет "пустышки" - интересно, конечно, вспоминается "Хроника пикирующего бомбардировщика", "В бой идут одни старики" и т.п.
Помню только, что на шуваловском (правильнее, м.б. даже называть его озерковским - к Озеркам он ближе, чем к Шувалову) аэродроме в конце 50х гг еще сохранялись следы активнойбоевой деятельности, в т.ч. какие-то железки типа запчастей, лысые покрышки, куски пулеметных лент, остатки учебных бомб, etc.
Но в целом, повторюсь, не готов, беру тайм-аут.
На самом деле в годы ВОВ было два аэродрома. Один в Каменке, большой. Сейчас на его месте поле, на Гугловских снимках можно рассмотреть следы бывшей ВВП. А второй поменьше, под названием "Озерки", у Шуваловского карьера, с которого начиналось обсуждение в топике. На кладбище у озера, у дор. на Каменку, похоронены погибшие летчики с "Озерков". Еще одно кладбище погибших летчиков находится ближе к Каменке, с левой стороны дороги, напротив бывшего аэродрома "Каменка". Подробнее можно почитать вот здесь: http://aviaforum.ru/showthread.php?t=13166
Интересна и история самого пос. Каменка. Оказывается здесь ранее была немецкая колония. Последних здешних немцев репрессировали и переселили в Сибирь в 1942г. Немецкое кладбище было уничтожено. Следов от старой немецкой колонии сейчас не осталось, также как и от ближайших поселений немцев рядом с Выборгским шоссе (вдоль шоссе, справа за Озерками) и на Гражданке. Но это тема отдельного разговора...
Aqua$erg писал(а):Я бы не хотел затрагивать в основных разделах южные районы ЛО. Как-никак, с Белоостровом это вообще никак не вяжется, да и с Карельским перешейком
В общем-то, наверно, правильно, хотя из правил м.б. и исключения. Например, в Волосовском р-не есть 2 деревни, расположенные рядом: Курск и Сумск. В д.Курск мы в юности отрабатывали сельхозповинность, и как-то решив посетить коллег в соседнем Сумске заплутали (дело было уже ночью, -осень, грязь, дорога - сплошное болото),но в конце концов выбрались на твердую трассу и черезнек. время поняли, что это - законсервированный полевой аэродром и мы топаем по ВПП, выложенной металлическими полосами (многие наверняка такие видели). Воспоминание всплыло этой зимой при прочтении книги М.Солонина "25 июня: глупость или агрессия" - о советско-финской войне-продолжении 41-44 гг. Оказывается, бомбить Хельсинки наши летали в т.ч. и из Сумска.
Вложения
Вот этот бывший аэродром. А металлопокрытие ВПП уже давно сдано во Вторчермет... (фото - с http://hitraya-komanda.com/2008/11.03/N03.html)
Еще один заброшенный после войны аэродром находится юго-западнее оз.Зеркальное (Юлисярви). Иногда его называют аэродромом Яппиля - по ближайшей ж/д станции, известной всем профессиональным грибникам. Кое-какие разрозненные сведения по истории аэродрома м. найти в интернете, в частности на эраунде. Упоминается он в известной книге П. Лукницкого "Ленинград действует", а также в соответствующем томе Е.Балашова.
Привлекло внимание то, что аэродром был построен фактически за 1 год - в 1940 г., причем среди болот, и, судя по длине ВПП, мог принимать все типы тогдашних самолетов. При отступлении (точнее даже - после, в сентябре 1941 г.) Красной Армии сооружения аэродрома были подорваны диверсионной группой разведчика Иониди.
Вложения
Территория аэродрома хорошо видна на карте. ВПП, правда, не показана (секрет :)), но присутствует (вдоль правой части) главная рулежка.
raevsku писал(а):Только не аэродром "Яппиля", а аэродром, расположенный недалеко от ж/д станции "Яппиля".
Да и "среди болот" - это не так.
1.По крайней мере у Лукницкого он назван "аэродром в Яппиля", а тактического названия пока нигде не прочитал.
2. Судя по карте, таки среди болот, по крайней мере с-з часть.
Правильно, не аэродром "Яппиля", а аэродром в Яппиля. Лес там - преимущественно сосновый бор, а то, что Вы показали на карте, это так - небольшое болотце.