О новой книге Е.А.Балашова
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
О новой книге Е.А.Балашова
Изучаю свежую книгу Е.А.Балашова об истории создания линии Маннергейма. Честно признаюсь: больше 3-4 страниц за вечер осилить не удается. Только-только "разделался" с линией Энкеля. Первые впечатления от прочитанного: написано достаточно доступно с т.з. профана в фортификации, и некоторые, ранее разрозненные (в понимании) вещи начинают приходить в систему.
В книге, помимо военно-технических вопросов, довольно обстоятельно и, как мне показалось, убедительно показаны обстановка и условия, в которых проектировалась и строилась линия. Строительство шло, как говорится, "на медные деньги", что не могло не отразиться в конечном итоге на ТТХ сооружений.
Постоянно возникали вопросы, связанные с собственностью на земли, леса и т.п.
Даже в добропорядочной Suomi со стройки приворовывали. К строительным работам, особенно с начала 30-х гг , широко привлекали безработных (типа общественные работы ?). Не дремала и советская разведка. В 1933 г. лейтенант финского Генштаба, а на самом деле - агент ГПУ (так в книге!) сфотографировал технические чертежи укрепрайонов, при этом был застигнут, но сумел убежать ( ), да ещё прихватить с собой и чертежи, и карты, и фотографии. Как написано в книге, на основании этих документов в 1937 г. был составлен совсекретный "Альбом укреплений Карельского перешейка". В книге приводится фото одного из экземпляров с уже финскими инв. №№ 41-го года. Впоследствие, однако, выяснилось, что не всё соответствовало реальной ситуации. Но кое-что и совпало.
Чтение продолжается.
В книге, помимо военно-технических вопросов, довольно обстоятельно и, как мне показалось, убедительно показаны обстановка и условия, в которых проектировалась и строилась линия. Строительство шло, как говорится, "на медные деньги", что не могло не отразиться в конечном итоге на ТТХ сооружений.
Постоянно возникали вопросы, связанные с собственностью на земли, леса и т.п.
Даже в добропорядочной Suomi со стройки приворовывали. К строительным работам, особенно с начала 30-х гг , широко привлекали безработных (типа общественные работы ?). Не дремала и советская разведка. В 1933 г. лейтенант финского Генштаба, а на самом деле - агент ГПУ (так в книге!) сфотографировал технические чертежи укрепрайонов, при этом был застигнут, но сумел убежать ( ), да ещё прихватить с собой и чертежи, и карты, и фотографии. Как написано в книге, на основании этих документов в 1937 г. был составлен совсекретный "Альбом укреплений Карельского перешейка". В книге приводится фото одного из экземпляров с уже финскими инв. №№ 41-го года. Впоследствие, однако, выяснилось, что не всё соответствовало реальной ситуации. Но кое-что и совпало.
Чтение продолжается.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
Re: О новой книге Е.А.Балашова
Вообще, если книга интересная и написана доступным языком, то читаешь запоем... Или сразу "от и до" или "хватаешь" первую сотню - другую страниц.Буквоед писал(а):Честно признаюсь: больше 3-4 страниц за вечер осилить не удается. Только-только "разделался" с линией Энкеля. Первые впечатления от прочитанного: написано достаточно доступно с т.з. профана в фортификации, и некоторые, ранее разрозненные (в понимании) вещи начинают приходить в систему.
Выходит, язык тяжеловат? Или Вы не такой продвинутый фортификатор?
0 x
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
Да нет, язык нормальный, и проблем со специальными вопросами не возникает, как я уже говорил. О "запойности" правда говорить не приходится. Да это и не детектив, и не публицистика. Поскучнее. Всё гораздо проще. Привык читать внимательно, а после вечернего сеанса в Интернете это не очень получается.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
...черепашьими темпами . Но, пожалуй, уже складывается впечатление о книге в целом. Написано достаточно системно, и, похоже, максимально задействован материал, который был доступен автору. Описание главной и тыловой оборонительных полос ведётся по каждому из 28 укрепузлов, и в каждом укрепузле дана краткая характеристика отдельным ДС; при этом приводятся как правило схема или чертёж сооружения, а также его фото - в основном современные, т.е. то, что уцелело, но есть немного и "аутентичных" - финских или наших. В описания укрепузлов включены их схемы, в т.ч. и из упомянутого альбома РО ЛВО, с указаниями, "что совпало, а что - нет". Так, проиллюстрирован уже достаточно известный ныне факт, что по крайней мере к 1937 г. об укрепузле "Суммаярви" разведка ничего не доложила, хотя ДОСы были там аж с 1924 г. Это - лишь один из примеров.Впоследствие, однако, выяснилось, что не всё соответствовало реальной ситуации. Но кое-что и совпало.
Чтение продолжается.
История строительства сопровождалась, кроме описанных выше, и др. "курьёзами". Уже в ходе войны настал дефицит колючей проволоки. Собирали буквально с миру по нитке, снимая с пастбищ и ограждений вдоль дорог, и набрали 7 с чем-то тыс. тонн. А после войны тысячу (с запасом, что ли брали ?) вернули хозяевам обратно...
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое
- Буквоед
- Знаток
- Сообщения: 7096
- Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
- Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
- x 266
Завершил изучение книги. В дополнение к сказанному ранее рискну, пожалуй, утверждать, что книга в какой-то мере может рассматриваться в качестве "пособия для начинающих фортоведов" . Во всяком случае, на своём примитивном уровне я оценил её так. Кроме того, книга избавлена от политической составляющей. Безусловный интерес представляют краткие биографические справки по большинству "действующих лиц", многие из которых лично мне встретились впервые. Здесь тоже обнаружил некоторые примечательные детали. О том, что Маннергейм, Энкель и др. были офицерами и генералами русской армии, известно. В то же время, многие (чуть ли не через одного) финские военачальники, занимавшие к началу Зимней войны различные, в т.ч. и крупные посты, учились в Германии, а во время 1-й мировой служили на стороне Германии. Про Фабрициуса уже писал выше. Возник вопрос, на который пока не нашёл ответа: а как решался вопрос с подданством? Или и здесь была автономия? Придётся, видно, восполнить пробел в образовании
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое