краевед эксперт писал(а):На заднем плане стоит дом, который находился на финской стороне, к югу от ж.д. моста (часть этого дома видно на фото 1908г., размещенного мною где-то на форуме. На этом фото пастушок с коровами идет к ж.д. переезду по дороге на правом берегу, мимо этого дома).
И вот, случайно обнаружил на форуме этот снимок, опубликованный ещё в 2008-м году. Его разместил den45, а М. А. очевидно и позабыл, что доверил своему другу столь ценный кадр. Вероятно, стоит разместить на нём ватермарк. Развернул фото в правильную сторону - снято с северной стороны моста.
Впервые обратил внимание на шлагбаумы справа от моста. Новое для меня в исторической географии Белоострова. Не замечал раньше. Вдоль правого берега вплотную к реке, оказывается, проходила дорога, причем настоящая дорога, оборудованная переездом и шлагбаумами.
Здрагер писал(а):Вдоль правого берега вплотную к реке, оказывается, проходила дорога, причем настоящая дорога, оборудованная переездом и шлагбаумами.
Эта дорога и далее шла вдоль Сестры, церкви на правом берегу и выходила мимо Хатсаланмяки на нижнее зеленогорское шоссе. Значение, возможно, потеряла после уничтожения пешеходного моста (с которого и сделан снимок), по которому осуществлялся переход границы. Позднее переезд у финнов был ближе к вокзалу Раяйоки. А эта дорога местами сохранилась и сейчас.
Я ещё обратил внимание на лесистость территории южнее ж/д.
Здрагер писал(а): Позднее переезд у финнов был ближе к вокзалу Раяйоки. А эта дорога местами сохранилась и сейчас.
Траектория дороги от пешеходного моста изменилась в 1918г. после отделения Финляндии.
Переезд находился в створе улицы Арктическая пос. ДСК Дюны. Ныне с северной стороны ж.д. этот участок полностью перекопан. Но с южной стороны хорошо сохранился.
См. подробную карту местности Раяйоки до 1939г.
краевед эксперт писал(а):Переезд находился в створе улицы Арктическая пос. ДСК Дюны. Ныне с северной стороны ж.д. этот участок полностью перекопан. Но с южной стороны хорошо сохранился.
Это там, где въезд на какой-то бетонный заводик? Ссылка.
краевед эксперт писал(а):Переезд находился в створе улицы Арктическая пос. ДСК Дюны. Ныне с северной стороны ж.д. этот участок полностью перекопан. Но с южной стороны хорошо сохранился.
Это там, где въезд на какой-то бетонный заводик? Ссылка.
Если опять не подводит память, то такого ракурса ещё не было. Это бы в хорошем разрешении посмотреть: видно новый вокзал, причём оба крыла (пригородное, конечно, похуже) и башню централизации. Последняя, получается, была выше вокзала? Что скажет по этому поводу краевед эксперт?
Замечателен красноармеец с гармошкой, а также другой -почёсывающий затылок: "А оно нам надо, это Суоми?"
LYNX писал(а):Финские пограничники и, по-моему, даже кто-то из наших
Двое в шинелях - точно наши, один - офицер, второй - солдат.
Фото моста с группой советских и финских пограничников сделаны в один день в мае 1918г.
Никакие это, оказывается, не советские пограничники. Подпись к фото из финского архива Kuvakokoelmat.fi утверждает, что это эмигранты. И действительно похожи больше на недорезанных буржуев, чем на красных пограничников.
Вопрос к краеведу эксперту (не принципиально, но из вредности ): в статье "Мост через границу" ч.II утверждается, что фото на мосту (с теми же фигурантами, как уже указывалось выше) сделано в мае 1918. Финны же пишут "лето 1918".
"Офицеры пограничники в окружении русских эмигрантов" - так написано в финском архиве. Ещё там написано, что в первом ряду третий справа - Эйнар Улоф Монтелл.
На Териоках появилась вырезка из финской прессы с этой же фотографией, газета осени 1918 года. Там указаны имена пограничников. Это заместители комендантов Янковский и G. Hallen, русский комендант А. Гейнц и финский комендант Монтелл. Соответственно, если Монтелл третий справа в первом ряду, то слева от него так же в первом ряду последовательно Гейнц, Халлен и Янковский. Я так думаю. Вероятно, это ещё царский призыв, продолжавший служить на границе.
ИМХО в районе моста через Сестру, что ведет ныне в ДСК "Дюны" - аккурат к краеведу эксперту А именно - старый пограничный мост в том же самом квартале...
Aqua$erg писал(а):ИМХО в районе моста через Сестру, что ведет ныне в ДСК "Дюны" - аккурат к краеведу эксперту. А именно - старый пограничный мост в том же самом квартале.
- Так и хочется сказать "да". Но всё же ракурс нестандартный и деревьев многовато. А что думает краевед эксперт?
- Первый снимок более интересен.. Есть ли версии?
ИМХО в районе моста через Сестру, что ведет ныне в ДСК "Дюны" - аккурат к краеведу эксперту А именно - старый пограничный мост в том же самом месте. .
Предполагаю, что мост в Сестрорецке.
У меня есть похожее фото этого моста из архива, снятое в 1908г. (в тот же день). На фото с противоположных сторон моста - два солдата и два офицера пограничной стражи на конях. Один из солдат отдает честь.
В Белоострове конструкция моста другая, более прочная. При полноводии уровень воды в Сестре в р - не ж.д. моста может повышаться до 3-х метров. Также весной идет лед.
Об этом в статье "Мост через границу" Часть 1: " .....История эта началась ровно 140 лет назад — в 1867 году, когда для постройки Финляндской железной дороги через пограничную реку Сестру был перекинут временный деревянный мост. Он предназначался для перевозки материалов, необходимых для постройки железнодорожного моста. После окончания строительства временный мост разобран не был. На протяжении многих последующих лет местные жители, освоившие эти места с появлением железной дороги, переходили по нему границу, а при необходимости своими силами осуществляли ремонт моста. И все бы ничего, если бы в 1886 году мост не снесло ледоходом. Незначительное на первый взгляд событие вызвало целый шквал активности петербургских чиновников и местных жителей".
Последний раз редактировалось краевед эксперт 15 ноя 2014 12:47, всего редактировалось 2 раза.
Aqua$erg писал(а):ИМХО в районе моста через Сестру, что ведет ныне в ДСК "Дюны" - аккурат к краеведу эксперту. А именно - старый пограничный мост в том же самом квартале.
- Так и хочется сказать "да". Но всё же ракурс нестандартный и деревьев многовато. А что думает краевед эксперт?
- Первый снимок более интересен.. Есть ли версии?
краевед эксперт писал(а):см. фото в статье "Задача для тайного советника"
Спасибо. Теперь разглядел, что снято в месте расположения Раяйокского пограничного отряда. По идее, он должен был находиться в Майниле. Но пейзаж совсем не похож, скорее напоминает.. Акканен? Там ведь тоже был переход?
краевед эксперт писал(а):см. фото в статье "Задача для тайного советника"
Спасибо. Теперь разглядел, что снято в месте расположения Раяйокского пограничного отряда. По идее, он должен был находиться в Майниле. Но пейзаж совсем не похож, скорее напоминает.. Акканен? Там ведь тоже был переход?
Раяйокский переходной пункт Раяйокского отряда находился в дер. Старый Аллакуль.
Командиром отряда в 1898 г. был поручик Высоцкий. В Аккози перехода не было.
Из статьи:
..." Инцидент на границе
Из рапорта командующего Раяйокским отрядом отдельной пограничной стражи поручика Высоцкого от 21 марта 1898 года:
"Я вместе с урядником 3-го стана Санкт-петербургского уезда Игнатием Заборовским составили протокол о нижеследующем:
Крестьянин деревни Старый Аллакуль Гаврило Кабоне на принадлежащей ему земле близ граничной с Финляндией реки Сестры без всяких разрешений начал производить земляную работу с тем, чтобы отвести русло реки Сестры на на протяжении 7 саженей и отрезанный таким образом кусок земель передать в аренду финляндскому уроженцу Августу Эклеву. На заданный мной вопрос, с чьего разрешения производятся работы, крестьянин Кабоне заявил, что разрешения у него нет и дальнейшую работу он прекращает".
Одновременно поручик Высоцкий сообщил о происшествии в полицию.
Исстари местность по Выборгскому тракту, между финской деревней Яппиля (ближайшая к границе часть селения Йоутселькя) и ингерманландской Майнила, именовалась у жителей приграничья Раяйоки. Это название зафиксировано на ряде карт начала ХХ века, отмечающих у реки почтовую станцию Рая-йоки. Здесь же находилась и Раяйокская таможенная застава. Напротив, на левом берегу, стояла русская таможня и пост «Раяйокский» 2-го отдела Санкт-Петербургской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи.
Из статьи Михаила Логунцова "Одна Сестра на троих сплавщиков":
Пропуск рабочих с одного берега на другой во время гонки леса допускается, ежедневно лишь при начале и окончании работ и не иначе как через ближайшие переходные пункты (Термоловский, Каллеловский, Тапкинский, Аллакульский, Белоостровский и Редугольский).
Это на 1913 год. В то время существовали Лемболовский, Раяйокский и Редугольский отряды пограничной стражи (из той же статьи Логунцова).
Если пункт пропуска в то время был в Алакюли, то получается, что мост в Майниле по крайней мере в период примерно с 1908 по 1913 год отсутствовал или был непригоден! Хотелось бы точно определить, где был алакюльский переход..
Osbourne писал(а):Если пункт пропуска в то время был в Алакюли, то получается, что мост в Майниле по крайней мере в период примерно с 1908 по 1913 год отсутствовал или был непригоден.
Из истории моста мы знаем, что в начале ХХ века действовал деревянный мост, а в 1915 г. был построен мост на каменных опорах со стальными перекрытиями.
Так что получается, что мост в Майниле мог не работать ещё дольше: с 1908 по 1915 г.
краевед эксперт писал(а):см. фото в статье "Задача для тайного советника"
Спасибо. Теперь разглядел, что снято в месте расположения Раяйокского пограничного отряда. По идее, он должен был находиться в Майниле. Но пейзаж совсем не похож, скорее напоминает.. Акканен? Там ведь тоже был переход?
В журнале Suomen Kuvalehti № 17 с фото переправки 400 тонн продовольствия из Финляндии в Россию через реку Раяйоки. Март (?) 1920г.
Предполагаю, что снимок сделан в зоне таможенного перехода дер. Ст. Аллакуль. На переднем плане видны деревянные балки моста без настила. Река течет от нас. На финской стороне, на высоком правом берегу виден корпус лесопильного завода А. Эклева см. статью "Одна Сестра на троих сплавщиков".
краевед эксперт писал(а):В журнале Suomen Kuvalehti № 17 с фото переправки 400 тонн продовольствия из Финляндии в Россию через реку Раяйоки. Март (?) 1920г.
Предполагаю, что снимок сделан в зоне таможенного перехода дер. Ст. Аллакуль. На переднем плане видны деревянные балки моста без настила. Река течет от нас. На финской стороне, на высоком правом берегу виден корпус лесопильного завода А. Эклева
Osbourne писал(а):Хотелось бы точно определить, где был алакюльский переход
Предполагаемых мест два. Точнее, как мне кажется, мост сначала был в одном месте (севернее, на изломе реки), а потом в другом (южнее, так путь становился короче). Дорога к переходу сворачивала с Выборгского шоссе в районе Ёльюмяки и после пересечения Сестры шла в Куоккалу.
Более ранние карты ведут дорогу к "северному" мосту, а более поздние - к "южному". Отчётливо мост виден только на karjalankartat, ну и на советской генштабовке 1950-х. Это "южный" мост. Ныне же мост тоже имеется, но сделан он ещё южнее "южного" моста.
Вложения
Наложение спутника на karjalankartat. Видно более поздний мост (красным) и пограничный пост (синим).
Карта 1913 года. Синим - более ранний мост, Красным - более поздний. Обозначена и лесопильня.