Белоостровский вокзал постр. 1934

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 14 фев 2014 13:01

Буквоед писал(а):. Не будучи уверена в дате, так и пишет: "Приблизительно 20 августа ...". Всё остальное её описание у меня не вызывает никакого сомнения.
В то же время следует задать вопрос краеведу эксперту: вспоминала ли Г.К.К. о самом пожаре, видела ли она (или кто-либо ещё) его? Ведь во всех известных нам упоминаниях о пожаре вокзала, особенно о его начале, ссылок на прямые свидетельства действительно не содержится.
Ну, и можно, конечно, порассуждать о самой идее маскировки ёлками. Тут, на мой взгляд, не так всё просто.
На листе воспоминаний Кельвияйнен сказано, что 1 сентября 1941г. они заперли дверь и ушли из дома.
С ее слов у меня записано, что они жили в Александровке и 1 сентября ушли через Выборгское шоссе.
В статье "Вокзал которого не было" о пожаре на крыше от первой искры приведено мое предположение.
Также эта часть статьи была переработана редактором. Здесь следует учесть, что для меня (по образованию инженера-механика и ведущего конструктора, начальника отдела) это была первая публикация в качестве краеведа.
Как-то, после публикации десятка своих первых краеведческих статей, редактор мне сказал, что я стал писать намного лучше, чем в первой статье "Вокзал, которого не было".
Еще.
Прикрепил фото семьи Кельвияйнен в день похорон Вали окт. 1941г.. Слева-направо: Екатерина Матвеевна, Роза, Галя, Константин Владимирович, Толя.
Прикрепил еще лист воспоминаний Кельвияйнен о вокзале.
Вложения
Thumbs041.jpg
из воспоминаний Кельвияйнен.jpg
Последний раз редактировалось краевед эксперт 14 фев 2014 17:10, всего редактировалось 2 раза.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 14 фев 2014 14:37

После прочтения последнего листка с воспоминаниями Г.К.К. возник попутный вопрос, или, если угодно, предположение.
Ранее
краевед эксперт писал(а):По поводу ресторана на каменном вокзале постр. в 1934г.
В десятке документов, которые мне пришлось видеть, он назывался как БУФЕТ.
В мемуаре же написано:
В здании вокзала (при входе в него со стороны железнодорожных путей Ленинград-Выборг) с правой стороны за стеклянной стенкой находился ресторан с красивой мягкой мебелью вишнёвого цвета. А с левой стороны за стеклянной дверью был буфет. И перед ним были столики со стульями.
В наших разговорах (если мне не изменят память) ув. краевед эксперт утверждал также, что ресторан/буфет (?) находился на 2-м этаже.
Однако, согласно Г.К.К., и ресторан, и буфет были, похоже, на 1-м этаже. Это, вроде бы, подтверждает и фотоиз альбома Андрея Леонидовича: помещение явно на 1-м этаже.
Так вот, предположение: м.б. то, что описывает Г.К.К. как ресторан на самом деле было что-то типа нынешнего VIP-зала (тем более, что мягкая мебель в ресторане не уместна), а был таки буфет, там, где она указывает, со столиками и стульями. И именно его мы видим на фото, и вход в него с платформы получается как раз налево.
Думаю, здесь бы помог план вокзала, но в хорошем разрешении. Или хотя бы расшифровка надписей на нём, на что и намекаю прозрачно ув. Андрею Леонидовичу :D
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 14 фев 2014 17:35

Буквоед писал(а): ...В мемуаре же написано:
.... А с левой стороны за стеклянной дверью был буфет. И перед ним были столики со стульями.
В наших разговорах (если мне не изменят память) ув. краевед эксперт утверждал также, что ресторан/буфет (?) находился на 2-м этаже.
Однако, согласно Г.К.К., и ресторан, и буфет были, похоже, на 1-м этаже. Это, вроде бы, подтверждает и фотоиз альбома Андрея Леонидовича: помещение явно на 1-м этаже.
Так вот, предположение: м.б. то, что описывает Г.К.К. как ресторан на самом деле было что-то типа нынешнего VIP-зала (тем более, что мягкая мебель в ресторане не уместна), а был таки буфет, там, где она указывает, со столиками и стульями. И именно его мы видим на фото, и вход в него с платформы получается как раз налево.
Сегодня разговаривал по телефону с довоенным жителем дер. Соболевка Ириной Апполоновной Ребоне 1932г.р.
Она сказала, что ее папа работал ж.д. начальником в Л-де и имел возможность зайти внутрь вокзала. Перед самой войной 1941г. они были на станции и, и взяв ее за руку, он показал ей интерьер вокзала ( она хорошо помнит, что для посторонних вход в вокзал со стороны интуриста был запрещен. И в это время вход в Белоостров был только по пропускам или паспортам). было большое пространст
По своим детским воспоминаниям она помнит, на 1 этаже был большой зал и потолок доходил до самого верха здания. Слевой стороны,параллельно основным ж.д. путям Л-д -Выборг, находился широкий лестничный марш, ведущий на 2-ой этаж. Внизу, с обеих сторон лестницы, стояли в кадках пальмы. На площадке 2-го этажа они повернули направо. Папа открыл дверь и мы зашли в буфет. Там стояли столики со стульями и все сверкало. По ее впечатлению окна в буфете выходили в сторону Сестрорецка.
О широкой лестнице, буфете на 2-ом этаже и пальмах в кадках, мне также рассказывала Галина Кельвияйнен 1927г.р.

Т.е., получается, что относительно здания вокзала, буфет находился со стороны Сестрорецка.
Сейчас еще можно увидеть пол вестибюля со шлифованной гранитной крошкой.
На фото застолья, предоставленное Андреем Степановичем, видно, что пол в буфете был паркетный. И помещение буфета имело невысокий потолок.
Aqua$erg писал(а):Новое письмо от Андрея и новая порция фотографий:
Уважаемые друзья!

Покопался в семейном архиве и высылаю новые материалы по вокзалу в Белоострове.
На изображении 001 приведена обложка памятного альбома в честь открытия нового вокзала 1934 года.(видна дарственная надпись автору-архитектору Воробьеву Андрею Степановичу).
На изображении 011 - фото банкета в честь открытия вокзала в зале ресторана на вокзале ( мой дед Воробьев А.С. сидит с левой стороны стола , 2-ой от угла стола).
На изображении 010 Воробьев А.С. стоит на лестнице.


В статье "Забытая кирха Белоострова" см. http://www.beloostrov.ru/stat_39.html приложено фото - На лестнице стоит автор белоостровской кирхи архитектор Оскар -Тибо Бриньоль.
Очевидно у фотографов того времени было принято фотографировать архитекторов, стоящих на лестнице.
А иженером по строительству кирхи был инж. Воробьев
Вложения
Арх. Оскар Тибо Бриньоль.jpg
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 14 фев 2014 17:55

М.А.! Извините, но чем дальше, тем больше запутываемся... :(
Давайте как-то посистемнее, что ли ...
краевед эксперт писал(а):О широкой лестнице, буфете на 2-ом этаже и пальмах в кадках, мне также рассказывала Галина Кельвияйнен 1927г.р.
Так как тогда понимать её же указания на буфет НА ПЕРВОМ этаже? Где уважаемая Галина Констатнтиновна говорит истину?
краевед эксперт писал(а):На фото застолья, предоставленное Андреем Степановичем, видно, что пол в буфете был паркетный. И помещение буфета имело невысокий потолок.
Во-первых, Андрей Леонидович пишет, что это ресторан. Ну, Бог с ним, пусть будет буфет.
Во-вторых, в вестибюле мог быть пол из крошки, а в ресторане/буфете - паркетный, что, как правило на вокзалах и бывает.
В-третьих, где вы увидели на фото невысокий потолок? 8O Там мы видим окна главного фасада - большие, а над ними маленькие, почти "во весь рост" вокзала!
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 14 фев 2014 18:17

Буквоед писал(а):М.А.! Извините, но чем дальше, тем больше запутываемся... :(
Давайте как-то посистемнее, что ли ...
краевед эксперт писал(а):О широкой лестнице, буфете на 2-ом этаже и пальмах в кадках, мне также рассказывала Галина Кельвияйнен 1927г.р.
Так как тогда понимать её же указания на буфет НА ПЕРВОМ этаже? Где уважаемая Галина Констатнтиновна говорит истину?
краевед эксперт писал(а):На фото застолья, предоставленное Андреем Степановичем, видно, что пол в буфете был паркетный. И помещение буфета имело невысокий потолок.
В-третьих, где вы увидели на фото невысокий потолок? 8O Там мы видим окна главного фасада - большие, а над ними маленькие, почти "во весь рост" вокзала!
Галина Кельвияйнен пишет о буфете, находящимся слевой стороны, но этаж не указывает.
В устной форме она неоднократно повторяла про кадки с пальмами и лестничный марш, ведущий к буфету на 2-ом этаже.
По поводу невысокого потолка. Согласен. Потолок на фото не виден. Плохо разглядел фото 11-ти человек за столом, 6-ти официантов и, на дальнем плане стоящих люди.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9265
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 582
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg » 14 фев 2014 19:44

Для сомневающихся и искателей выкладываю 3 фото в максимальном разрешении, доступном мне (мои возможности ограничиваются размером и качеством сканов, присланных Андреем Леонидовичем):

Схема вокзала (инженерная)
Макет вокзала
Банкет с участием Воробьева
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 14 фев 2014 20:20

О! Сергей, спасибо!
Не знаю, насколько реальный вокзал соответствовал вышеозначенной схеме (кстати, в альбоме мы видим подпись "План вокзала". Это случайное расхождение?), но помещение слева от коридора главного входа подписано "Зал буфета" 8) А его тыловой части, за колоннами расположен собственно "Буфет". Справа от коридора главного входа - "Таможня". Остальные подписи, к сожалению, и здесь не разобрать.
Т.о. фигуранты фотографии банкета вероятнее всего сидят именно в зале буфета, на 1-м этаже. Тогда на заднем плане, за стеклом - таможня.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9265
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 582
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg » 14 фев 2014 20:27

Поправочка: план - вероятно, именно 1-го этажа, судя по колоннаде прохода к парку? Я не сильно разбираюсь в подобных инженерных планах.
0 x

Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9265
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 582
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg » 14 фев 2014 20:37

Вообще я думаю, в грядущем летнем сезоне мы сможем расставить точки над i и изучить архивы Андрея Леонидовича лично, непосредственно нагрянув к нему в гости :smoke: А сейчас вряд ли мы сможем в мутноватых сканах (увы! они получились не очень качественными) достигнуть истины, мучая себя в бесплодных спорах о вероятности соответствия нашим представлениям нечитаемых надписей на схеме, а также подставляя под серьезные сомнения ЕДИНСТВЕННЫЕ хроники живого свидетеля "живого и мертвого вокзала" - Г.Кельвияйнен
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 14 фев 2014 22:38

Буквоед писал(а):можно, конечно, порассуждать о самой идее маскировки ёлками. Тут, на мой взгляд, не так всё просто.
Как уже отмечалось выше, финны не боялись маскировать свои объекты ёлками. В этом конкретном случае даже на фото видно, что маскировка удачная: на снежном и лесном фоне белое здание с ёлками трудно различить. Помогло это от бомбардировок или нет? Во всяком случае, к моменту заключения перемирия мельница была цела, о чём свидетельствует фото 12.09.1944.
Почему не предположить, что нечто подобное пытались устроить и в Белоострове, резонно опасаясь налётов? И мы знаем, что уже 28 августа такой налёт был. И даже одна бомба попала в вокзал, случайно или нет, сейчас сказать трудно. Поскольку при этом бомбили и мост, бомбы, вероятно, были фугасные, а не зажигательные. И, возможно, тогда вокзал не загорелся. С другой стороны, маскировать, даже очень искусно, вокзал в данном конкретном случае - штука малоэффективная. Слишком характерен ландшафт: тут вам и Сестра, и круговая ветка, и др. ориентиры.
Ну, а от артобстрела такая маскировка тем более не спасает.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 15 фев 2014 04:19

Здрагер писал(а):Финнофобия - это болезнь.
Это вы верно подметили.

Здрагер, а что у вас вызывает сомнения? То что ёлки были на крыше? Так по-моему рассказ о том, как их туда затаскивали настолько подробный, что сомневаться не приходится.
Мужчины-железнодорожники рубили елки высотой около 3-х метров вдоль железной дороги, в 500-х метрах от вокзала, в направлении станции Дибуны, а мы подтаскивали и грузили их в открытые железнодорожные платформы. Потом паровоз подвез их к вокзалу, и с помощью веревок мужчины поднимали елки на крышу
Или от чего впервые пострадал вокзал? Так об этом в рассказе Кельвияйнен вообще не говорится.
0 x

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 15 фев 2014 15:46

Буквоед писал(а): Т.о. фигуранты фотографии банкета вероятнее всего сидят именно в зале буфета, на 1-м этаже. Тогда на заднем плане, за стеклом - таможня.
Допускаю, что фото банкета сделано не в зале буфета.
Посмотрел макет вокзала и увидел отличия от оригинала постр. 1934г.
На макете:
1. На Главном фасаде над входом надпись СССР (заменена на герб СССР).
2. Название станции Белоостров на русском и на латинском-разнесены на разные фасады здания.
3. На углу, в верхней части здания расположены, встроенные с двух сторон часы.
На оригинале:
1. На углу здания- большой герб СССР.
2. Над главным входом надпись СССР заменена на название станции Белоостров на русском и латинском.
3. Круглые висячие уличные часы в кол. 2 шт. были установлены на двух фасадах не уже после открытия вокзала, но не позже лета 1939г. Они располагались со стороны гл. ж.д. путей и дороги на Курорт.

Также, после постройки здания, был ликвидирован лестничный марш со стороны дороги на Курорт,как опасный для жизни пассажиров пригородного сообщения. Выход на перрон был перенесен на тыльную часть этой части здания см. х/ф "4-й перископ".
Вложения
t_1_120[1].jpg
Thumbs007.jpg
Вокзал и большой герб СССР.jpg
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 15 фев 2014 18:48

краевед эксперт писал(а):3. Круглые висячие уличные часы в кол. 2 шт. были установлены на двух фасадах не уже после открытия вокзала, но не позже лета 1939г. Они располагались со стороны гл. ж.д. путей и дороги на Курорт.
А есть фото с часами на главном фасаде?
Встроенные на углу часы смотрелись явно лучше, чем стандартные висячие. Сделать не смогли во-время или денег не хватило?
краевед эксперт писал(а):Также, после постройки здания, был ликвидирован лестничный марш со стороны дороги на Курорт,как опасный для жизни пассажиров пригородного сообщения. Выход на перрон был перенесен на тыльную часть этой части здания
А на макете-то как раз и нет этого марша со стороны Курорта.
краевед эксперт писал(а):Допускаю, что фото банкета сделано не в зале буфета.
А где? На 1-м этаже, если взглянуть на план, нет ещё такого же помещения с, как минимум, 4-мя окнами высотой в два этажа? Разве что таможня? Но ведь в день открытия она должна была уже быть оборудована для работы. А буфет - для банкета.
Вы по-прежнему считаете, что буфет был на 2-м этаже? Глядя на макет, честно говоря, не вижу на 2-м этаже основного крыла места для большого помещения.
Разве что в угловой его части, на стыке с "пригородным" крылом, под 4-скатной крышей (т.е. ближе к Л-ду). Такие же помещения есть и в "пригородном" крыле.
Последний раз редактировалось Буквоед 16 фев 2014 10:38, всего редактировалось 1 раз.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 16 фев 2014 03:04

Буквоед писал(а):Встроенные на углу часы смотрелись явно лучше
Да, на фотографии явно видно пустое место на углу, задел под часы.
0 x
Білоострів це Європа

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 16 фев 2014 13:26

Буквоед писал(а): А есть фото с часами на главном фасаде?......
А на макете-то как раз и нет этого марша со стороны Курорта.
краевед эксперт писал(а):Допускаю, что фото банкета сделано не в зале буфета.
А где? На 1-м этаже, если взглянуть на план, нет ещё такого же помещения с, как минимум, 4-мя окнами высотой в два этажа? Разве что таможня? Но ведь в день открытия она должна была уже быть оборудована для работы. А буфет - для банкета.
Вы по-прежнему считаете, что буфет был на 2-м этаже? Глядя на макет, честно говоря, не вижу на 2-м этаже основного крыла места для большого помещения.
Разве что в угловой его части, на стыке с "пригородным" крылом, под 4-скатной крышей (т.е. ближе к Л-ду). Такие же помещения есть и в "пригородном" крыле.
1. Фото лето 1939г. гл. фасада с круглыми часами см. в предыдущем сообщении.
2. На макете прекрасно виден широкий лестничный марш со стороны Курорта, но не в том месте, где он располагался после окончания строительства в 1934г.! Получается, что изменение в проекте происходило 3 раза.
3. Предполагаю, что фото банкета сделано не в день торжественного открытия 12 декабря 1934г. На фото 11 человек обслуживаются 6-тью профессиональными официантами мужчинами в белых курточках.
4. О широком лестничном марше с пальмами в кадках.
Считаю, что нет сомнения в том, что марш, ведущий на 2-ой этаж в буфет существовал и находился на самом видном месте в центральной части вестибюля.
5. Согласен с предположением Буквоеда о месте расположения буфета на стыке с "пригородным" крылом. Предполагаю, что буфет и буфетный зал с невысоким потолком составляли единое целое пространство, а из окон был прекрасный вид на реку Сестру (см. макет).
Еще обращаю внимание на то, что в здании вокзала было два подвала. Один в "пригородном" крыле. Там была котельная. Другой находился в здании для интуристов. Последний использовался во время боевых действий в 1941-1944г.г. и ныне частично сохранился. По словам очевидцев - жителей Белоострова, в середине 40-х годов мальчишки полезли в подвал, нашли взрывчатое устройство и подорвались. Подвал был достаточно глубоким, не смотря на высокий уровень грунтовых вод. Дренажная система была заложена в проекте каменного вокзала арх. А.П. Вайтенсом в 1926г. Но в связи с отсутствием финансирования была построена только часть здания вокзала (здание централизация, уничтожена во время боевых действий 1941-1944г.г.)
Сам вокзал, по проекту Вайтенса построен не был, а вот дренажная система была сделана. Ныне хорошо видна ее часть в виде глубоких канав, идущих параллельно Финл. ж.д.
На фото угла вокзала с круглыми часами виден высокий лестничный марш, по которому женщина с двумя детьми поднимается ко входу на почту.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 16 фев 2014 14:21

Osbourne писал(а):
Буквоед писал(а):Встроенные на углу часы смотрелись явно лучше
Да, на фотографии явно видно пустое место на углу, задел под часы.
Не согласен. Часы на макете расположены на том же месте, на котором, в окончательном варианте, был размещен большой герб СССР,
Об этом еще большого обсуждения не было, но есть одно отличие макета от натуры. Это памятник - типаж. Архитектор Андрей Степанович Воробьев застолбил это место "на всякий случай", как политическую доминанту.
Интересно, а был ли архитектор Воробьев членом ВКП(б)?
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 16 фев 2014 15:11

краевед эксперт писал(а):
Еще обращаю внимание на то, что в здании вокзала было два подвала. Один в "пригородном" крыле. Там была котельная. Другой находился в здании для интуристов. Последний использовался во время боевых действий в 1941-1944г.г. и ныне частично сохранился. По словам очевидцев - жителей Белоострова, в середине 40-х годов мальчишки полезли в подвал, нашли взрывчатое устройство и подорвались. Подвал был достаточно глубоким, не смотря на высокий уровень грунтовых вод. Дренажная система была заложена в проекте каменного вокзала арх. А.П. Вайтенсом в 1926г. Но в связи с отсутствием финансирования была построена только часть здания вокзала (здание централизация, уничтожена во время боевых действий 1941-1944г.г.)
Сам вокзал, по проекту Вайтенса построен не был, а вот дренажная система была сделана. Ныне хорошо видна ее часть в виде глубоких канав, идущих параллельно Финл. ж.д.
На фото угла вокзала с круглыми часами виден высокий лестничный марш, по которому женщина с двумя детьми поднимается ко входу на почту.
Ниже прикрепил фото разрушенной башни Централизации из семейного архива Валентина Павловича Соколова, сделанное в 1948 или в 1949г.г. и фото сделанное в мае 2003г. На последнем довоенный житель Белоострова Лев Васильевич Чернышев стоит на полу белоостровского вокзала из гранитной шлифованной крошки. Под полом расположен подвал.

Отличительных особенностей макета от натуры достаточно много, поэтому предполагаю, что и на плане вокзала могут быть отличия от натуры.
Вложения
Лев Чернышов стоит на полу вокзала.jpg
002.jpg
Развалины Башни централизации
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 16 фев 2014 18:07

краевед эксперт писал(а):[ Подвал был достаточно глубоким, не смотря на высокий уровень грунтовых вод. Дренажная система была заложена в проекте каменного вокзала арх. А.П. Вайтенсом в 1926г. Но в связи с отсутствием финансирования была построена только часть здания вокзала (здание централизации, уничтожена во время боевых действий 1941-1944г.г.)
Сам вокзал, по проекту Вайтенса построен не был, а вот дренажная система была сделана. Ныне хорошо видна ее часть в виде глубоких канав, идущих параллельно Финл. ж.д.
Рассматривая фотографии вокзала, у меня появились два вопроса.
Первый. Какая высота потолков была в подвальном помещении вокзала?
Второй. Какую глубина (от подошвы рельса) должна иметь дренажная канава около вокзала?
Т.к. дренажная система по проекту вокзала арх. Вайтенса была выполнена до строительства вокзала "по Воробьеву", то решил, посмотреть эти размеры на чертежах башни.
Высота потолков в подвале башни была 3 метра, а глубина канавы от подошвы рельса тоже около 3 метров.
Предполагаю, что высота потолков в подвале вокзала была такая же.
Кстати, на ст. Раяйоки глубина канавы тоже около 3 метров.
Вложения
Размеры для котлована башни централизации в Белоострове.jpg
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 16 фев 2014 18:23

краевед эксперт писал(а):1. Фото лето 1939г. гл. фасада с круглыми часами см. в предыдущем сообщении.
Виноват, фото такое нечёткое, что часов сразу и не заметишь. :?
краевед эксперт писал(а):2. На макете прекрасно виден широкий лестничный марш со стороны Курорта,
Где?! 8O Покажите, пожалуйста, на фото макета стрелочкой или словами опишите. Я на макете вижу только лестичный марш со стороны Финляндии к памятнику.
Osbourne писал(а):3. Предполагаю, что фото банкета сделано не в день торжественного открытия 12 декабря 1934г. На фото 11 человек обслуживаются 6-тью профессиональными официантами мужчинами в белых курточках.
Ну, и что? В день открытия не могло быть обслуживания официантами? Допустим. Тогда значит - после открытия. Т.е. ресторан/буфет уже точно функционирует. И где, спрашивается ещё раз? Ответ: на 1-м этаже, согласно схеме.
Osbourne писал(а):Считаю, что нет сомнения в том, что марш, ведущий на 2-ой этаж в буфет существовал и находился на самом видном месте в центральной части вестибюля.

5. Согласен с предположением Буквоеда о месте расположения буфета на стыке с "пригородным" крылом.
А противоречия здесь не видно? От "самого видного места в центральной части вестибюля" до помещений на 2-м этаже с видом на Сестру что-то далековато получается, да и направление лестницы не понятно.
краевед эксперт писал(а):Не согласен. Часы на макете расположены на том же месте, на котором, в окончательном варианте, был размещен большой герб СССР,
Да, но проёмы-то остались, пусть теперь они были и ниже расположены, но явно требовали заполнения. Думаю, что эти проёмы всё же были зарезервированы под квадратные часы, ведь круглые стандартные часы явно дисгармонировали с архитектурой вокзала, и недаром их убрали подальше от парадного угла.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 16 фев 2014 19:32

Буквоед писал(а):
краевед эксперт писал(а):2. На макете прекрасно виден широкий лестничный марш со стороны Курорта,
Согласен с плохим фото главного фасада с круглыми часами.

Немного истории по исследовании истории белоостровского вокзала.
Благодаря этому фото мне удалось увидеть и понять, что фото главного фасада вокзала из книги Явейна и фото, найденное в архиве фото "пригородного" со стороны Курорта принадлежат одному и тому же белоостровскому вокзалу. Разница была в абсолютно разной архитектуры фасадов. Единственно, что объединяло два фото, была надпись "вокзал в Белоострове".
И только после обнаружения в архиве объединяющего, обсуждаемого здесь расплывчатого фото, с большим облегчением сделал вывод, что это один и тот же белоостровский вокзал постр. 1934г.
В итоге в 2004г. появилась первая статья с интригующим названием "Вокзал, которого не был
С тех появились и другие статьи об истории Белоострова. Но читатели статей открыто говорят , что такую "убойную" статью мне больше никогда не написать.

Ниже прикрепил эскиз с показанием лестничного марша со стороны Курорта.
Вложения
001.jpg
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 16 фев 2014 20:17

Буквоед писал(а): Да, но проёмы-то остались, пусть теперь они были и ниже расположены, но явно требовали заполнения. Думаю, что эти проёмы всё же были зарезервированы под квадратные часы, ведь круглые стандартные часы явно дисгармонировали с архитектурой вокзала, и недаром их убрали подальше от парадного угла.
Плохо представляю, что на самом видном месте, при подъезде со стороны Финляндии, на здании вокзала были видны в одном месте флаг СССР, большой герб СССР и часы с двух сторон.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 17 фев 2014 00:02

краевед эксперт писал(а):2. На макете прекрасно виден широкий лестничный марш со стороны Курорта
краевед эксперт писал(а):Ниже прикрепил эскиз с показанием лестничного марша со стороны Курорта.

Посмотрите картинки и не путайте схему и макет!
краевед эксперт писал(а):Плохо представляю, что на самом видном месте, при подъезде со стороны Финляндии, на здании вокзала были видны в одном месте флаг СССР, большой герб СССР и часы с двух сторон.
Напрасно. Как раз идеологически всё было бы выдержано: советский флаг, советский герб и московское время 8)
Вложения
vokzal1934_maket.jpg
А вот это - МАКЕТ, на котором виден только один лестничный марш - со стороны Финляндии.
vokzal1934_shema.jpg
Вот это - СХЕМА, на которой действительно видны лестничные марши у пригородного крыла. С неё и сделан эскиз.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 17 фев 2014 09:53

Буквоед писал(а):Посмотрите картинки и не путайте схему и макет!
У меня описка. Эскиз безусловно сделан по схеме.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 17 фев 2014 11:23

В октябре 2013г. вдоль линии ж.д. телефонисты прокладывали новый подземный телефонный кабель от ст. Песочная до ст. Репино. На краю траншеи лежало несколько кусков от пола довоенного вокзала. Верхняя часть куска представляла собой смесь из цемента с белой и серой гранитной шлифованной крошкой, толщиной 14 мм. А нижняя часть состояла из цементной стяжки толщиной около 36 мм. У себя на участке в Белоострове сделал фото этого куска, предварительно как следует его отмыв.
Теперь этот кусок, вместе с харчевскими и пузановскими кирпичами занял место в домашнем музее.
Вспоминаю, картину маслом "Встреча Ленина в Белоострове в апреле 1917г., которая пропала, т.к. не забрал ее в свой домашний музей, вследствие больших размеров.
Вложения
кусок пола белоостровского вокзала.JPG
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Здрагер
Забаненный флудер форума
Сообщения: 1833
Зарегистрирован: 17 янв 2010 10:31
Откуда: Белоцарск
x 4

Сообщение Здрагер » 17 фев 2014 12:22

Osbourne писал(а): Это вы верно подметили.
Еще бы.
Osbourne писал(а): Здрагер, а что у вас вызывает сомнения? То что ёлки были на крыше?
На финском снимке видно, что елки развешаны на уважительном расстоянии друг от друга. Они не касаются одна другой. В случае возгорания одна елка может и сгорит, но не будет сплошного вала огня.

В обсуждаемом же тексте сказано
завалить его крышу свежесрубленными елями. Но древесина высохла быстро, и от первой же искры во время обстрела это грандиозное здание, свидетельствующее о мощи и незыблемости молодого государства, превратилось в факел.
Согласитесь, что это совершенно другая ситуация описана. Финская мельница вовсе не завалена елками. Она от первой же искры не может превратиться в факел. Да и от второй тоже.

Вообще такую елку с растопыренными ветками поджечь довольно сложно, даже если захотеть. Ветки друг друга не касаются, и костра не получится.

Если бы вокзал был замаскирован так же, как это финское здание, елки мало бы способствовали возгоранию. Добавили бы, конечно, пищи для огня, но только после того, как вокзал бы уже сам хорошо разгорелся.

Если вокзал действительно был бы замаскирован елками, хотя я очень бы этому удивился, то наверняка осторожно, как эта финская мельница, с мыслью о нераспространении огня при возможном пожаре.

Потому уверен, что высосанное из пальца утверждение о том, что вокзал сгорел из-за этих елок, даже если они были - ну мягко скажем, нехорошо выдавать свои фантазии за факт.
Osbourne писал(а): Так по-моему рассказ о том, как их туда затаскивали настолько подробный, что сомневаться не приходится.
Где же подробный? Как раз наоборот, рассказ крайне лаконичный. Уверенно она говорит, что работала в полукилометре от вокзала, даже не говорит, подходила ли к нему ближе в тот день, и сама ли видела, что елки на крышу поднимали, или видела издали как там что-то возились, или это ей тоже сказали. И никак не описывает вид "замаскированного" вокзала. Собственно, все, что она точно знает - это что елки рубили, а все остальное либо с чужих слов, либо может видела что-то вроде смутно издалека.. И никак не связывает эту маскировку со случившимся вскоре пожаром. Пожара она тоже не видела.

Добавлю, что в любом случае достоверность рассказа подтверждается не наличием подробностей. Хотя в данном случае никаких подробностей о маскировке вокзала в ее рассказе просто нет.
0 x

Ответить