Страница 1 из 10

Дороги Белоострова и окрестностей

Добавлено: 02 авг 2009 12:56
краевед эксперт
Предлагаю для обсуждения выделить данную тему отдельно. Она неоднократно обсуждалась на сайте, в том числе Силотворческая дорога. Белоостров стоял на "семи ветрах", поэтому дороги и их появление напрямую связано с историей нашего края, особенно во времени (с допетровских времен до наших дней). а именно: войны и, связанный с этим передел территории, экономика, появление Финл. ж.д., строительство огромной товарной станции между ж.д. переездом Дибуны-Белоостров, протянувшейся почти на 2 км., а также дороги у ст. Белоостров, деревень Белоостровской волости (Редуголь, Александровка, Ст. Белоостров и др. Очень интересны дороги, идущие к официальным и запрещенным переходам через пограничную р. Сестру. Интересны дороги не только на русской, но и на финской стороне от Финского залива в сторону Ладоги. Некоторые из них заросли, другие попали в пятна послевоенной застройки и только старожилы могут рассказать о них.
В качестве примера могу привести дорогу, идущую к Разливу в сторону Сестрорецка рядом с круговой ж.д. на перегоне Белоостров-Курорт (с левой стороны от пути). Для меня было полным открытием, когда я узнал, что эта дорога была проложена относительно недавно, в 1960-е годы, до Сестрорецкого болота, где происходит добыча лечебных грязей для Сестрецкого Курорта. В конце дороги находится карьер с табличкой и соответствующей надписью, указывающий его принадлежность к санаторию. Мало того, для строительства этой дороги был разработан песчаный карьер (находится рядом с дорогой, на удалении 2 км от станции Белоостров), в котором сейчас купаются белоостровцы.

Добавлено: 06 авг 2009 22:50
Старый дачник
Уважаемый краевед! Тема, поднятая Вами, безусловно, очень интересна и достойна обсуждения. Хотел бы только отметить маленькую досадную неточность. Не стоит, как мне представляется, называть наши территории финскими. М.б. как-то отмечать это, например, кавычками или словом "бывшие"?

дороги Белоострова и окрестности

Добавлено: 07 авг 2009 09:14
краевед эксперт
Старый дачник писал(а): Хотел бы только отметить маленькую досадную неточность. Не стоит, как мне представляется, называть наши территории финскими. М.б. как-то отмечать это, например, кавычками или словом "бывшие"?
В понятие русская сторона (финская ) я вкладываю только географическое понятие. Ни в одной моей статье нет политической подоплеки, а все краеведческие изыскания касаются только понятия левый берег Сестры (русский) и правый берег (финский). Если я делаю сообщения на сайте или беседую с единомышленниками, то меня хорошо понимают. Кстати, когда я разговариваю с довоенными жителями Белоострова, которые прекрасно помнят, что по Сестре проходила граница, то все они говорят финская сторона (финский берег), имея ввиду чисто географическое понятие.
В своих краеведческих статьях ("то, что написано пером не вырубишь топором")
я, безусловно, пишу "бывшая финская территория (берег)".

В качестве примера привожу часть текста из статьи "Ищут пожарные, ищет милиция...", опубликованной в сборнике "Курортный р-н. Страницы истории. Выпуск 4. СПб 2009. стр. 102-104. Это продолжение газетного варианта статьи с аналогичным названием. На сайте этого текста нет.

«Фитиль» по-Белоостровски

После опубликования статьи в газете «Сестрорецкие берега» от 22-28 декабря 2007 г. №49 (129) и окончания новогодних праздников (М.Л.) обратился 9 января с письмом к Главе администрации Курортного района Борисову В.К. с предложением переименовать четыре улицы в Белоострове.
Из полученного ответа от 24 01.2008 за №3070/7.6 сказано: «…Присвоить им (улицам) другие названия, администрация района, к сожалению, не имеет возможности. Решение по переименованию названий улиц принимается Правительством Санкт-Петербурга по представлению Топонимической комиссии.
Учитывая вышеизложенное, Ваши предложения по названию улиц должны быть рассмотрены Муниципальным Советом поселка Белоостров и направлены в Топонимическую комиссию…».
При обсуждении с жителями бывшего поселка «Дюны» сложившейся ситуации выяснились интересные подробности. Оказалось, что для того чтобы как–то разобраться в сложившейся путанице в паспортном отделе 50-го отд. милиции в их паспортах в графе «место жительства», после указания полного адреса в поселке Белоостров, в скобках было написано «Дюны», а у одного жителя стояло «П.Ж.», что расшифровывалось как «поселок Железнодорожников» (возможно были и другие варианты). Но, пожалуй, самой экзотической находкой стало обнаружение улицы, не имеющей никакого названия (на карте обозначена как Северная). Жители бывших «Дюн» о том, что эта «безымянная» улиц имеет вполне официальное название, узнали об этом впервые. Все дома, находящиеся на ней, как с левой, так и с правой стороны имели названия трех смежных улиц. Так дома с северной стороны «безымянной» улицы имели адреса (с востока на запад): улица Восточная, д. 4а, д. 4, д. 3, улица Центральная д. 6а, д. 8а, д. 12а, и д. 14а. Дома с южной стороны этой же улицы имели адреса (с востока на запад): улица Восточная д. 6, д. 5, д. 5а, улица Западная д. 2а и д. 2 . Какой адрес имел ныне стоящий обугленный дом, в котором находились ясли-сад автору неизвестно. Изучая подобную топонимику создается впечатление, что тот, кто все это придумал был очень талантливым человеком, и поэтому жители быв-ших «Дюн» просто обязаны поставить памятник «Белоостровскому изобретателю». Есть же памятник «Чижику-пыжику» на Фонтанке.
Ныне известны многочисленные случаи, когда в почтовых ящиках жители обнару-живали письма и другую корреспонденцию, имеющую адрес по дублирующей улице, находящийся как на левом, так и на правом берегу реки Сестры. Извечный вопрос на Руси: Что делать? (кто виноват?).
Может быть вернуть бывшим «Дюнам» прежнее название, тем более, что в паспортах его жителей уже стоит такое название и об этом имеется запись, поставленная в паспортном отделе 50-го о/м пос. Песочный. А на въезде в него с двух сторон установить табличку «Дюны». Ныне на географических картах поселок «Дюны» также имеет прежнее название. Может быть, все довести до полного абсурда и на въезде в него с двух сторон установить таблички «Дюны».
Одну табличку установить при въезде в поселок со стороны Сестрорецка, а другую- напротив памятника малой формы с надписью «Белоостров 1870». Последний был установлен на правом (бывшем финском берегу) по инициативе Муниципального совета Белоостров в сентябре 2008 года и посвящен, как это не парадоксально об истории поселка, находящегося на левом (русском берегу), при станции Белоостров и появившегося в 1870 году. На новой табличке сделать надпись «Дюны 1952». Возможны и другие варианты. Чтобы решить проблему улиц «двойников» автор обратился в Муниципальный совет поселка Белоостров.
Из решения от 11.11. 2008 за №40: «…Предложение М.А. Логунцова, проживающего …в поселке Белоостров, о переименовании улиц, признать необоснованным и не подлежащим согласованию Муниципальным советом Муниципального образования поселок Белоостров».
У каждого поселка есть своя история и его жители должны ее знать. К сожалению, Белоостровцы постоянно находятся в состоянии абсолютного информационного вакуума. В поселке с населением около двух тысяч жителей отсутствуют библиотека, школа, краеведческий уголок, красный уголок, православная церковь, баня. Не выпускаются информационные листки. На информационных стендах, находящихся в разных концах поселка можно увидеть только частные объявления. Белоостров растянут вдоль Сестры на пять-шесть километров и разделен рекой и финляндской железной дорогой на четыре части. При этом Муниципальный совет находится на самом краю поселка.
Как сказал один житель Сесрорецка: «По любому поселку Курортного района мож-но получить информацию, кроме белого ОСТРОВА».

МИХАИЛ ЛОГУНЦОВ

Добавлено: 07 авг 2009 20:18
Старый дачник
Согласен, принято. Да и писАл я в общем в расчете на молодежь. Думаю, что все всё поняли. :D

P.S. "В поселке с населением около двух тысяч жителей отсутствуют библиотека, школа, краеведческий уголок, красный уголок, православная церковь, баня." - а куда дети ездят (ходят) учиться? И за свой счет или имеется школьный автобус?

Добавлено: 08 авг 2009 10:27
краевед эксперт
Старый дачник писал(а): а куда дети ездят (ходят) учиться? И за свой счет или имеется школьный автобус?
Белоостровские дети учатся в Сестрорецке и в пос. Песочный. Сообщение хорошее. Добираются на автобусе или электричке. В Белоострове школа восьмилетка закрылась давно (в ? году). Предполагаю в связи со старением жителей. Молодежи очень мало. Рождаемость резко упала. Родителям неудобно возить школьников младших классов. Старшеклассники добираются без сопровождения. Уровень преподавания в Сестрорецке и Песочном довольно высокий. Особенно в Сестрорецке. Там имеется детская музыкальная школа, большой "Дом пионеров" с большим количеством кружков. Также существуют различные спортивные секции. Имеются несколько прекрасных библиотек.

Добавлено: 15 ноя 2011 15:05
краевед эксперт
Исследуя местность близ ст. Белоостров не могу найти материалы по автомобильной дороге (время и цель постройки), расположенной с южной стороны товарной станции. Последняя была постр. в 1916г. и протянулась на 2км от пасс. ст. Белоостров до нынешнего переезда на переезде Дибуны-Белоостров (см. статью "Люди и грузы или станция Белоостров в Первую мировую").

Добавлено: 15 ноя 2011 19:58
Osbourne
Очевидно, ради товарной станции дорогу и построили. На карте 1913 года её ещё нет.

Добавлено: 15 ноя 2011 22:05
краевед эксперт
Osbourne писал(а):Очевидно, ради товарной станции дорогу и построили. На карте 1913 года её ещё нет.
По архивным материалам при строительстве товарной станции Белоострова строительство грунтовой или др. дороги в местности товарной станции в смету расходов не входило (см. статью...).
«Испросить Высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение:
1. На поручение Финляндскому Сенату незамедлительно озаботиться расширением и приспособлением станции Белоостров к производству таможенных операций с транзитными грузами, следующими из Финляндии в глубь Империи.
2. Отнести расходы на счет финляндской казны...."

Добавлено: 16 ноя 2011 04:24
Osbourne
Понятно дело, финляндская сторона могла профинансировать модернизацию построенной ею железной дороги, но вряд ли строительство дороги автомобильной внутри российской территории. Весьма возможно, что дорогу строили уже при строительстве КаУРа. Картами после 1913 года не располагаю.

Добавлено: 06 июн 2012 20:52
краевед эксперт
Нашел сайт, на котором указаны наименования улиц, переулков и другая полезная и компактная информация в пос. Белоостров (см. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1638262)

Добавлено: 03 июл 2012 10:23
Олег Ермолаев
Теперь по плану посещение старой финской дороги, которая шла по финскому берегу р. Сестры, где то от станции и вниз по течению.

Добавлено: 03 июл 2012 18:42
Osbourne
Которая шла мимо церкви и выходила на нижнее зеленогорское шоссе?

Добавлено: 10 июл 2012 14:21
Олег Ермолаев
В 70-х, 80-х годах 2-я танковая имела название, как Рокадная дорога т.е. основная дорога полигона.

Добавлено: 10 июл 2012 15:31
Буквоед
Вообще-то рокадная дорога это дорога, идущая вдоль линии фронта. 2-я танковая под это определение вроде бы никак не подпадает :roll:

Добавлено: 10 июл 2012 19:56
Aqua$erg
Буквоед писал(а):Вообще-то рокадная дорога это дорога, идущая вдоль линии фронта
Не только. Ещё для перегруппировки войск. Т.е. вообще дорога, созданная/поддерживаемая для военных нужд. Знаменитую бетонку А-120 все в один голос называют рокадной, но где же здесь линия фронта? Бетонка создавалась в 70-е годы именно для нужд ПВО

Добавлено: 10 июл 2012 21:52
Буквоед
Рокада (также рокадный путь, от фр. rocade) — железная, шоссейная или, чаще всего, грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Рокады используются для маневрирования войск и перевозки материальных средств.
Aqua$erg писал(а):бетонку А-120 все в один голос называют рокадной, но где же здесь линия фронта?
А иначе, кроме как "вдоль бетонки", вероятную линию фронта на перешейке можно представить? Да и позиции ПВО тоже :wink:

Добавлено: 10 июл 2012 22:27
Aqua$erg
Буквоед писал(а):А иначе, кроме как "вдоль бетонки", вероятную линию фронта на перешейке можно представить?
Если бы линия некоего нового фронта (новой блокады) проходила вдоль бетонки - было бы очень страшно 8O Создатели Бетонки заранее предугадали новую линию фронта? Сначала создали дорогу и - привив ей статус рокадной - обозначили возможную линию фронта???

Сами же процитировали Wiki:
Рокады используются для маневрирования войск и перевозки материальных средств.
И не только во время ведения военных действий, об этом ведь не сказано :!:

P.S. давайте уже считать, что "рокадная дорога" = "военная дорога"

Добавлено: 10 июл 2012 23:46
Олег Ермолаев
Мне про рокаду - 2-ю танковую рассказал знакомый. Он до 78г командовал пулеметной ротой и базировался в одном из ДОТов Меднозаводского УРа.

Добавлено: 11 июл 2012 00:12
Aqua$erg
2-ю танковую только в 1984-м, что ли(?) нормально провели - через болото. Раньше она была "неполной"

Добавлено: 11 июл 2012 00:25
raevsku
Бомж писал(а):Мне про рокаду - 2-ю танковую рассказал знакомый.
Какая же енто "рокада"? Не знаю, как до 78-го, проходил по этой дороге в 1983-м году. Я ее называл дорогой ко второму Леснику. Раздолбанная дорога среди болот, местами - сплошное месиво из грязи и луж. За Лампиярви дорога обрывалась у болота, дальше шла тропинка, за болотом вновь начиналась дорога. Через пару лет проложили участок и через болото. Т.е., эта дорога от Елизаветинской перемычки к Термоловской петле была построена полностью только к 1985 году приблизительно. Этапы прокладки и строительства можно проследить по совдеповским картам.
Бомж писал(а):Он до 78г командовал пулеметной ротой и базировался в одном из ДОТов Меднозаводского УРа.
Какой ДОТ конкретно? Ежли Меднозаводской БРО, то по памяти военные занимали два полукапонира - "Алмаз" и "Линкор", ныне брошенные и разоренные.

По ходу изменил малость название темы, "окрестности" изменил на "окрестностей".

Добавлено: 11 июл 2012 03:32
Osbourne
Рокада (также рокадный путь, от фр. rocade) — железная, шоссейная или, чаще всего, грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Рокады используются для маневрирования войск и перевозки материальных средств.
По-моему, вполне чётко сказано, что "параллельно линии фронта". И если смотреть французский оригинал - тоже. Дорога для передвижения по фронту.
Aqua$erg писал(а):Создатели Бетонки заранее предугадали новую линию фронта?
А какая ещё может быть предполагаемая линия фронта? Как её предполагали финны, строя свои укрепления? Как мы, создавая КаУР? Фронт предполагается вдоль защищаемых границ. В нашем случае - и вокруг города. Возможная линия фронта должна располагаться примерно по окружности вокруг Ленинграда/Петербурга. Соответственно и рокадные дороги, которых, по идее, может быть и несколько. Вот, КАД, например - тоже вполне себе рокадная дорога. Посмотрите, как идёт бетонка на юге от города.. Да и вокруг Москвы таких дорог несколько.

Добавлено: 18 янв 2013 21:38
BlackPanther
Изъездили эти места не раз на мотоциклах. Отличные дорожки. Если от брода через Сестру ехать прямо от Термоловской петли, то грунтовка выйдет прямо к Люблинскому острову. Также есть дорога, соединяющая Термоловскую петлю с дорогой на полигон, начинающуюся за Пасторским озером. Единственное - без лебедки туда соваться на УАЗе не стоит. Для квадриков/эндуро там все проезжабельно.

Добавлено: 18 янв 2013 21:44
Aqua$erg
BlackPanther писал(а):Если от брода через Сестру ехать прямо от Термоловской петли, то грунтовка выйдет прямо к Люблинскому острову
Вообще не понял... 8O Какому ОСТРОВУ?
BlackPanther писал(а):Также есть дорога, соединяющая Термоловскую петлю с дорогой на полигон, начинающуюся за Пасторским озером
Да, о ней писалось не раз. Это не дорога, а направление, там и пешком-то проблемно пройти местами
BlackPanther писал(а):без лебедки туда соваться на УАЗе не стоит
Насчёт УАЗа - верно. Но смех-смехом, а Kia Sorento пачками там проезжали и даже УАЗ вытаскивали. Конечно, не нахрапом, с разведкой, но они осилили эту дорогу.

Добавлено: 19 янв 2013 14:30
Рыбак
BlackPanther писал(а):к Люблинскому острову.
:?: :?: :?: :?:
BlackPanther писал(а):Также есть дорога, соединяющая Термоловскую петлю с дорогой на полигон, начинающуюся за Пасторским озером.
Да был один раз на ней на велосипеде , пол дороги ехали , а остальную половину велики на себе тащили :lol:

Добавлено: 19 янв 2013 19:02
маркиз
Aqua$erg писал(а): Да, о ней писалось не раз. Это не дорога, а направление, там и пешком-то проблемно пройти местами

В прошлом году её "подновили" лесовозы :volosy: теперь там ещё интереснее 8O