Недалеко от Выборга есть посёлок Соколинское. А недалеко от него, если свернуть к железной дороге и пересечь её, существует место, именовавшееся некогда неприятным словом "Каккола". Если копнуть чуть в сторону, то по соседству обнаружится селение с не менее привлекательным названием "Пуккила". В общем, район здешний кажется крайне интересным сразу, как вы понимаете. Так вот, тут стоит до сих пор усадебный дом, превращённый в советское время в соколинский "Дом Культуры", как бы не странно это звучало. Расположен он от самого Соколинского довольно далеко, на отшибе. Видимо, надо было сделать хоть что-нибудь из господского дома, а что кроме очага культуры сделаешь?
Ничего особенного из себя дом этот не представляет, а потому, если некоторым лень читать, то они могут здесь и закончить. Ну, или приглушить звук своих радиоприёмников.

Для остальных после некоторой паузы продолжу.
Дом похож на типичный усадебный, в моём представлении, будь то финский, или русский. Но на поверку это оказалось стилизацией - построено в 1936 году. Звучит странно, ибо в послереволюционное время усадьбы на перешейке либо сохраняли своих прежних владельцев, либо теряли дореволюционных, но уж никак не строились. Тем не менее, именно в такой год постройки можно верить при ближайшем рассмотрении - построено из кирпича и железобетона. Стилистика в некоторых деталях напоминает именно финские постройки 1930-х. Например, выложенный перпендикулярным кирпичом пол крыльца - финны использовали такой приём и в стенах, а вот в советских постройках я такого не наблюдал. С задней стороны дома есть крыльцо с железобетонными ступенями и характерным "несоветским" поручнем. Это все к тому, что эта постройка не только не древняя, но и не советская.
Рядом с дорогой стоит из грубого камня коровник/конюшня. Во всей округе - ни единой живой души, хотя рядом есть дачные постройки. Очень симпатичное, светлое и просторное место.
Принадлежало сие некому Харри Буттенхоффу. Буттенхофф - известная выборгская купеческая фамилия с немецкими корнями. Харри был сыном Фрица Буттенхоффа, торговца мебелью и обоями, владельца фабрики по производству духов и конезаводчика. Мама Харри - не Мата Хари, как можно подумать, а русская женщина Вера Ушанова.
Брат Фрица - Эмиль, пожалуй, более именит. Он торговал вином, углём и табаком, поставлял вино и табак ко двору. Ему принадлежал дом в Выборге по Крепостной, 7, где у него был магазин. Эмилю принадлежало несколько усадеб в окрестностях Выборга - Конккала, Кярстиля, дом на острове Верхолаз. Потомки Эмиля основали в Иматре ресторан "Buttenhoff", который существует и теперь.
Если двинуться дальше по прекрасного качества грунтовке, мы встретим справа у дороги кладбище. Основано в 1925 году финнами, но ни одной финской могилы я там не нашёл - одни современные русские. Слева через дорогу - развалины небольшого строения, где происходило отпевание.
Если проехать ещё пару км и свернуть на ухабистую, но "прямую как стрела" дорожку через поле, мы окажемся в бывшем имении Корпела. Хозяином здесь был некто Yrjo Grönroos. От поместья ничего не осталось, кроме развалин фундаментов, но место знатное - дом стоял на высоком холме и видно его было отовсюду. На бывшей подъездной дороге к дому вас встречает одиноко лежащая ржавая мина - след пребывания здесь ребят с металлоискателями. Что они там искали - неизвестно, но на самой верхушке холма имеется что-то вроде блиндажа, или укреплённого камнями окопа.
Есть в этих местах и ещё одна скромная достопримечательность. У переезда через ж/д на Приморск имеется развандаленное здание промышленного назначения. На первый взгляд - советское. Однако, кирпич, в отличие от советского силикатного - более тёмный. Такой я видел в Макслахти (Глебычево), это не так далеко. Имеются и другие признаки, указывающие на финских строителей - верх оконных проёмов сделан, как в дореволюционных домах - вертикальной кирпичной кладкой, пожарные лестницы выполнены в виде скоб-трапов, железобетонные балки внутри здания залиты с применением характерной опалубки из узкой доски и, наконец, внутри здания есть винтовая железобетонная лестница - такие встречаются во многих финских постройках.
Что же это было? Определиться помогла надпись, сделанная краской на верхушке фасада - "Karjalan Peruna". Это была фабрика по производству картофельной муки. В 1937 году на ней работало 56 человек. Что было здесь в послевоенное время - неизвестно. Кто сделал надпись на фасаде - хулиганствующие финны? Радикальные балашовцы? Не знаю..
Фотографии добавлю позже, ибо нету сил.
