НЕБОЛЬШОЙ ОТЧЕТ О ВЕСЕННИХ ПОХОДАХ ПО ГОРОДСКИМ ДОТАМ.
(Индексы ДОТов и точек взяты с карт, опубликованных
здесь.)
В конце апреля-начале мая сделал несколько походов и обходов ДОТов в Петербурге. Самое интересное.
1. Нашелся
легкий сборный артиллерийский каземат (ЖБОТ) O-9, который я не нашел в прошлом году и счел было погибшим. На самом деле, он оказался не посередине между двумя ветками железной дороги, как было отмечено на
схеме В. Пономарева - В. Семко, а прямо в дренажной канаве у окружной железной дороги и несколько западнее, то есть
здесь. Ныне фактически служит пешеходным мостом через упомянутую канаву. Направление стрельбы 260°. Любопытная особенность «О-девятого» — хорошая сохранность верхней части каземата, которая у большинства однотипных сооружений была разрушена еще во время войны или растащена потом на блоки по местным хозяйственным нуждам. Например,
так или
так. Здесь в наличии все три верхних яруса блоков и даже еще один блок над ними.
2. Еще одной приятной неожиданностью стало обнаружение
ЖБОТа О-25, который я не нашел в июле прошлого года. Снова — методом расширения зоны поиска. Оказался он
здесь. У него две любопытные особенности. Во-первых, наличие двух амбразур, что для 25-секционного ЖБОТа нетипично. Направления стрельбы: 233°, 130°. То есть, он, собственно, 24-секционный. Во-вторых, внутри находится железная подпорная стойка, что тоже нетипично. Вероятно, это связано с первой особенностью — подпорка поставлена для усиления прочности конструкции, ослабленной из-за вынутой секции.
3. Еще одну интересную особенность конструкций 25-секционных ЖБОТов я обнаружил на
ЖБОТе О-19 на 2-й площадке радиоцентра № 3. Точнее, просто обратил внимание на ранее незамеченную крепежную проволоку, которой ЖБОТы этого типа, возможно, также обвязывались для усиления прочности через монтажные проушины. Такое наблюдается только на этом ЖБОТе.
4. Следующее небольшое открытие состояло в том, что
ДОТ О-23 в садоводстве "Звездочка" на ул. Грибакиных,
ранее считавшийся пулеметным, оказался при ближайшем рассмотрении артиллерийским. Хорошо узнаваемая амбразура под 76,2-мм казематную артустановку Л-17. В горжевой части к ДОТу пристроен какой-то тамбур (на фото, естественно, не виден). Может быть, сквозник.
5. Отдельный рассказ — об исследовании
точки Ox-24 — предположительно, ДОТа, на проспекте Жертв 9 Января, у Северо-Западного Торгового дома. См.
рассказ LYNX'а. Причина предположений и поисков состоит в том, что на этом месте на топогеодезической карте Ленинграда помечен подозрительный холмик, а мы знаем, что в нескольких десятков метрах южнее вдоль пр. Жертв 9 Января проходил противотанковый ров. Само место находится за высоким каменным забором на углу помянутого проспекта и отходящим от него вглубь квартала безымянным тупиком, между Софййской ул. и Гаражным проездом. Итак, я подыскал в округе крупных размеров ящик. Дотащил его до забора и взобрался на этот ящик. Холм находится на территории похожей на жилье неких местных рабочих очень южной национальности, один из которых там и прогуливался. Я был в цивильном платье с черным плащом, шляпою и тростью, так что зрелище моей фигуры, внезапно возникшей над глухим 2-метровым бетонным забором, должно было быть достаточно комичным. Я завел с товарищем светскую беседу, из которой узнал, что это сооружение — "пожарный... не знаю, как сказать... ну, вода здесь..." — Водоем? — любезно подсказал я. — Да, да, водоем! — подтвердил он. — Да какой же это водоем, когда это холм? — удивился я вслух, но внятного разъяснения не получил. Затем я стал подыскивать синонимы к слову "дот", поскольку товарищ не понимал, что это такое. На "бункере" он оживился, и махнул рукой вглубь квартала вдоль пр. 9 Января: "Бункер там, дальше". Я не сильно обрадовался, так как предположил, что товарищ имеет в виду оголовок бомбоубежища, который я действительно наблюдал через забор и ворота в указанном направлении, совсем недалеко. На этом мы любезно попрощались, и я отправился восвояси. Таким образом, вопрос пока остается открытым. Из-за забора виден только соответствующих размеров холм, а в нем — щель и какие-то бетонные конструкции (черное сверху на фото — это сушатся чьи-то штаны).
6. Поход по остальным ДОТам дал ординарные результаты и фотографии, но крайней неприятно было видеть, что
ОРПК S-3 в насыпи железной дороги напротив Белградской улицы оказался весь изгажен. Для сравнения — состояние ровно год назад см.
здесь. Как видим, ни "защитная" мемориальная окраска, ни георгиевские ленточки, ни надписи "1941-1945" и "предмет детской заботы" не спасают от мерзавцев и вандалов. Чума на их дурные головы!
7. Еще сделал несколько более представительных снимков
буто-бетонного ДОТа S-11 на задворках Электроподстанции № 20 на ул. Типанова.
8. А также побродил вокруг
точки Sx-10 на том же квартале. Более подробно —
здесь (и далее).
9. Конечно, многие знают о работах по облагораживанию
ДОТа А-1 на углу Корабельной и Кронштадтской улиц. Мероприятие организовано и проведено клубом "Все 4х4". Вот ссылки, фотографии и дискуссии:
http://vse-4x4.ru/index.php?PHPSESSID=2 ... ic=78027.0
http://vse-4x4.ru/index.php?topic=78379.0
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... 84f12e7751
Кстати, именно в ходе раскопок, выяснилось, что ДОТ — артиллерийский.
10. Отдельно состоялся совместный с г-ном Tigrillo и г-жой Ksenija поход или, скорее, фото-пробежка по сооружениям Шуваловского парка. За отправную информацию были взяты вот такие отчеты:
http://unwd3.narod.ru/lo/spb/dot/shuval ... alovo.html,
http://beloostrov.ru/forum/viewtopic.ph ... c&start=67
и
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php ... goto=10357
Проще всего оказалось найти
ЖБОТ Z-9 у дома № 369 по Выборгскому шоссе. (Его фотографии я нигде ранее не встречал.) Как и все ЖБОТы у берегов Суздальских озер, вполне предсказуемо оказался 4-секционного типа ("лягушка"). Направление стрельбы: 240°. Координаты: N60.0711775 E30.2898994.
Интереснее были результаты беглого осмотра сооружений в парке. А именно, осматривались, фотографировались и определялись точные координаты и "направления стрельбы" сооружений Z-10 .. Z-14, представленных на
этой карте. Из них Z-14 осмотрен не был, так как для этого надо было удаляться вглубь территории ВНИИ ТВЧ, куда я проник нелегально. Несмотря на вечернее время, там еще был народ. Осмотр прибавил уверенности в том, что это не ДОТы, несмотря на характерный вид бетонных коробок. Прежде всего, то, что в отчете Поисково-исследовательского отряда 236 называлось амбразурами, нам показалось, скорее, входами. Например, фото на
Z-10. На прочих — вполне аналогично, так как они выглядят вполне однотипными. С другой стороны, не все так просто. Если это действительно вход, то на нем должны были остаться следы бронедвери или вообще дверной коробки. А они совершенно чистые: просто бетон. Поэтому я вполне понимаю, почему коллеги назвали его амбразурой. Скажем так, если это вход, то не герметичный, то есть типа прохода. Тогда тем очевиднее, что все сооружение — не ДОТ. Как амбразуры они совершенно не выполняют своей роли ввиду абсурдных направлений стрельбы — они почти все смотрят над лощиной между Малым и Большим Парнасами. Зато нечто, названное теми же товарищами засыпанным входом, на проверку оказалось железной конструкцией с кольцом и крепежными болтами. Для кабельного входа слишком крупное. На амбразуру не похоже. Например, фото на
Z-11. (Извиняюсь за низкое качество съемки: был дождь и около 8 часов вечера — но суть видна вполне.) Мы еще сильно поудивлялись, куда бы это соружение могло стрелять, так как во всех направлениях, кроме северного, оно находится ниже уровня высот. То же кольцо изнутри (Z-10, см. фото x_10d). Все эти кольцевидные конструкции находятся не напротив входов (в нашем их определении), а на боковых стенках. На остальных стенках, кстати, амбразур не обнаружилось. Кроме того, в полу обнаружились дыры (на примере Z-10). Для меленького пулеметного ДОТа (по размерам под артиллерийский он никак не подходит) второй этаж — невероятная роскошь. По местным слухам, все здешние сооружения связывал "подземный ход".
В общем, поход показал необходимость проведения здесь археологических раскопок, чтобы сделать более или менее обоснованные выводы. Версия с ДОТами мне категорически не нравится ввиду: а) бессмысленности расположения ДОТов над запасным командным пунктом (как правило КП — это КП, а не узел обороны), б) "антисоветской" направленностью амбразур (если это все-таки амразуры, а не входы), в) нелогичностью расположения 5яти ДОТов в нескольких десятках — сотне метров друг от друга (ДОТы кучами не ставят), г) заблокированностью секторов обстрела (местность холмистая — ДОТЫ не могут стрелять вниз по крутому склону, и любые сектора обстрела загораживают либо отроги Парнаса, либо здания Шуваловских дворцов). Входами в КП эти объекты тоже не могут быть, так как а) рядом достаточно таких входов — 7 штук; б) они торчат на вершинах гребня Малого Парнаса, тогда как нормальные входы — в лощинах, в) архитектура совершенно нетипичная для входов в убежища, тем более, что рядом есть с чем сравнить. Рабочая версия состоит в том, что, раз здесь находился то ли
командный пункт оперативной группы штаба фронта, то ли
командный пункт связи Ленинградского фронта, то данные сооружения могли быть бетонными укрытиями аппаратуры антенных постов связи. То есть основные приборы приемопередатчиков ставились внутри этих коробок и, тем самым, защищались от бомбежек. На кольцевидные конструкции прикручивались съемные антенны. Дыры в полу объясняются кабельными вводами, а входы смотрят в "правильную" сторону, т. е. от противника, а отсутствие бронедверей на них объяснимо — это все же только аппаратура. Впрочем, все это просто догадки. Более серьезно все это надо изучать с лопатой в руках.
Последней стала поездка вместе с Железной Саранчой на раскопку наиболее зарытых объектов.
11.
Точка Ax-12 во дворе дома № 5 по Кронштадтской улице. N59° 52' 25,18" и 30° 15' 08,76". Поездка была инициирована рассказом LYNX'а:
http://beloostrov.ru/forum/viewtopic.ph ... c&start=45. Местность представляет собой несколько бугров высотой порядка метра-полтора со следами бульдозерного отвала от стадиона и соседних гаражей. Самый крупный бугор — примерно 3х4 метра, что для ДОТа с его размером около 7 метров — маловато. По его периметру были заложены 7 шурфов глубиной от 1 до 1,5 м под косым углом. Результат отрицательный. Либо под холмом вообще нет ДОТа, либо он не выше уровня земли, либо это не ДОТ, а ЖБОТ. Последние два варианта требуют раскопок с применением техники или большого количества людей и, конечно, разрешения от командования кадетского корпуса, на территории которого сей объект, видимо, расположен. Cреди прочих аргументов против того, что Ax-12 — это ДОТ был и такой, что эта точка находится в 250 метрах от артиллерийского ДОТа A-1 и буквально на директрисе его стрельбы.
12.
Точка Lx-7 под Западным скоростным диаметром недалеко от платформы "Дачная". N 59° 50.690' E 30° 17.133'. Увы, по сравнению с прошлогодней ситуацией, все оказалось выровнено и засыпано гравием (ср. фото x_12a и x_12b). Если тут что-то и было (в чем, правда, имелись сомнения), то его уже нет. В связи с чем на место предполагаемого ДОТа был возложен символический одуванчик, а тему можно считать закрытой.
13.
Точка Rx-6 у пруда между домами № 70 и 72 по ул. Костюшко. N59°50.669' E30°18.555', то есть здесь:
http://maps.yandex.ru/-/CBQj7Izu. Рассказ LYNX'а о ней здесь:
http://beloostrov.ru/forum/viewtopic.ph ... &start=133. Мы тоже обнаружили торчащий из земли угол бетонной плиты. Но это никак не угол ДОТа, а именно часть бетонного блока небольшой длины — шага три на север и неясно сколько на восток. Расположена плита не горизонтально, а с заметным скосом в сторону пруда. Вообще она мне больше напомнила притолку входа в бомбоубежище, причем не военной, а послевоенной постройки — где-то 1960-х гг., когда строился весь квартал. С другой стороны, для типового "бомбика" этот холм маловат. Южный край этой плиты у меня получился по компасу почти ровно с запада на восток, что дает (с учетом поправки за магнитное склонение) "направление стрельбы", если это все же, паче чаяния, ДОТ — 170°, либо +/- 90°, если это полукапонир. Притягательность этой точки, в том числе, связана и с тем, что это единственный подозрительный объект между насыпями Балтийской и Варшавской железных дорог. Должно же было в этом промежутке быть что-то фортификационное! Посмотрев на карту 1939 г. я позволил себе немного пофантазировать, предположив, что в 500-х метрах южнее в насыпях двух меридионально ориентированных железнодорожных путей могли быть построены два полукапонира, тогда это мог быть пулеметный ДОТ, прикрывающий их фронтальным огнем. Впрочем, фантазии остаются фантазиями, а практика такова, что надо копать, причем, из-за многолюдства места явно потребуется разрешение муниципальных властей. Возле объекта, кстати, "культурно отдыхали" трое аборигенов, которые за бутылку водки предложили нам вызвать местного краеведа, который расскажет и о ДОТе, о погибших здесь солдатах и т. д. и т. п. Но мы, по здравом наблюдении, решили, что этак за две бутылки нам расскажут про затонувший в пруду танк, и отклонили это предложение.