Белоостровский вокзал постр. 1934

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 03 янв 2014 01:55

Osbourne писал(а):Сгорела до основания советская станция Белоостров.
Так что же сгорело в январе 1934-го? Времянка? Старый деревянный вокзал, как известно, сгорел ещё в 1918 (1919?) году.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 03 янв 2014 09:28

Сгорела, как утверждала газета "Советский Белоостров", старая деревянная хибара:
В 1935 году на месте старой, сгоревшей хибары был выстроен новый, первоклассный вокзал, замечательное произведение советской архитектуры.
http://beloostrov.ru/stat_02.html
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 03 янв 2014 10:39

Фотография этой "хибары" 1929 г., а также вывороченных в 2011 г. остатков её фундамента - здесь. Но для наглядности можно и повторить :)
Вложения
05112011_183.jpg
belvokzal5_208.jpg
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 03 янв 2014 10:47

Память ни к чёрту! Да и найти тут что-либо очень сложно. Тем более мне. Приходится выуживать из других тем. :evil:

Да, сгорела времянка. Точнее, приспособленное здание. Вот фотографии визита шведских рабочих в 1929 году и схема:

files/belvokzal_6_202.jpg - фото обходного пути с северной стороны станции.
files/____1929_resize_316.jpg - схема от Логунцова.
0 x

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 03 янв 2014 16:33

Буквоед писал(а):Фотография этой "хибары" 1929 г., а также вывороченных в 2011 г. остатков её фундамента - здесь. Но для наглядности можно и повторить :)
Ниже прикрепил фото "хибары" (начало 1930-х). На фото: женщина в галошах у кассы деревянного вокзала - это мама белоостровской финки из деревни Редуголь близ ст. Белоостров.
Предполагаю, что касса вокзала пригородного сообщения находилась с северной стороны, чтобы не было пересечений с интуристами.
Фото прикрепил впервые.
Вложения
фото дерев. вокзала  не позднее 1934г..jpg
Последний раз редактировалось краевед эксперт 05 янв 2014 16:04, всего редактировалось 1 раз.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 04 янв 2014 02:48

краевед эксперт писал(а):женщина в галошах у кассы деревянного вокзала - это мама белоостровской финки
А вторая одета вполне по-городскому. В туфельках по хлябям не походишь.
0 x
Білоострів це Європа

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 05 янв 2014 13:27

Буквоед писал(а):Фотография этой "хибары" 1929 г., а также вывороченных в 2011 г. остатков её фундамента - здесь. Но для наглядности можно и повторить :)
Ниже прикрепил фрагменты фото вокзалов, на которых виден большой уличный.
Судя по фотографиям этот градусник был большой достопримечательностью ст. Белоостров, т.к. его перевешивали с родного места (на торце здания со стороны Финляндии, с востока). На других фото, при съемке, градусник установлен на здании вокзала с южной стороны. На южной стороне градусники не устанавливают.
Во время боевых действий в 1919г., вокзал полностью сгорел, но градусник удалось спасти (см. фото 1929г.)
Удалось ли спасти градусник во время пожара в январе 1934г.?
На фотографиях здания вокзала постр. 1934г. его не видно.

На фото до 1917г. с дамой в шляпе, идущей по платформе, также можно увидеть отсутствие надписей "Белоостров" на главном фасаде здании вокзала с южной стороны.
Вложения
beloostrov-nlr1[1].jpg
Белвокзал5.jpg
ограничники5.jpg
74908-50.jpg
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Greek
Знаток
Сообщения: 3529
Зарегистрирован: 28 июн 2009 20:13
Откуда: Tonteri СНТ ЛЭТИ
x 447

Сообщение Greek » 05 янв 2014 15:40

Такое ощущение.что мужчина на переднем плане-на этом фото-Белвокзал5.jpg говорит по мобильнику :D
0 x
-Hier sind wir zu Gast!.....
-Das hat nicht geklappt!..(С)Кузьмич.

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 05 янв 2014 16:01

краевед эксперт писал(а):вокзал полностью сгорел, но градусник удалось спасти
Стоило бы возродить героический градусник на существующем вокзале.

Хотя, конечно, это вряд ли кто оценит. Только если будущие поколения экскурсантов с планеты "История Белоострова". :(
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 05 янв 2014 16:06

Greek писал(а):Такое ощущение что мужчина на переднем плане говорит по мобильнику :D
Это известное ощущение. :)
0 x

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 05 янв 2014 16:16

Osbourne писал(а):
краевед эксперт писал(а):вокзал полностью сгорел, но градусник удалось спасти
Стоило бы возродить героический градусник на существующем вокзал.
А когда впервые появились уличные градусники таких больших размеров и кто их изготавливал?
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 05 янв 2014 16:17

Только сейчас обратил внимание на то, что на этом фото название станции (по-шведски, вероятно?) написано с каким-то польским акцентом: BJALOOSTROW Не иначе, поляки из пограничной стражи (или жандармерии, уже подзабыл) помогали переводить. :P
Интересно, а градусник какой системы был? Небось, Реомюра...
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 05 янв 2014 16:30

краевед эксперт писал(а):А когда впервые появились уличные градусники таких больших размеров и кто их изготавливал?
Буквоед писал(а):Интересно, а градусник какой системы был? Небось, Реомюра...
Полагаю, что таки Реомюр и был.
Термометр Реомюра первоначально имел большие размеры и низкую точность, метод его калибровки оказался неудобным, однако шкала была официально принята в России до 1917 г.
Цит. по http://him.1september.ru/2008/09/1.htm
Большой реомюровский термометр висел до начала 50-х у нас, на ул. Скороходова (ныне Б.Монетная) на здании Петроградского райисполкома (в - прошлом дворца князей Горчаковых).
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 07 янв 2014 19:22

Ниже прикрепил план станции Белоостров с показанием места расположения деревянного вокзала постр. 1870г., водонапорной башни и водяной колонки для заправки паровозов.
А также фото вокзала от 1914г. ( на стеклянном негативе - пятно). Ранее фото не публиковалось.
Вложения
001.jpg
002.jpg
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 21 янв 2014 18:59

Ниже привожу два малоизвестных факта.
1.
краевед эксперт писал(а): Малоизвестный факт, но Бабурин выполнил главный рельеф на здании вокзала Белоостров постр. 1934г.. Тогда ему было 27 лет.
В книге канд. искусст. наук В.Б. Мининой (из Москвы) «Николай Томский» М. Искусство 1980г.. Тираж 25 000 экз.
К сожалению, в части рельефов на здании белоостровского вокзала постр. 1934г. содержится неточность.
В книге сказано, что все 5 рельефов на фризах здания выполнены скульптором Н.Томским. На самом деле рельеф (горельеф т.е. глубокий рельеф!) «Социалистическое соревнование», названный В. Мининой, как неглубокий, выполнен скульптором Михаилом Бабуриным.
Горельеф М. Бабурина , среди других был признан Кировым главным и находился в центре фасада со стороны путей Ленинград-Выборг и был выделен глубокой прямоугольной нишей в простенке между двумя входами для интуристов.

Четыре рельефа Томского находились на западной стороне здания вокзала, т. е. со стороны въезда в СССР из Финляндии.

2. Николаю Томскому в 1934 году поступил государственный заказ вылепить скульптуру Кирова.
Для Томского это было первое настоящее серьезное испытание. Он долго изучал образ Кирова, присматривался к нему издалека, смотрел кино, фотографии. Читал и слушал его выступления. Наконец у Томского сложился определенный образ и он вылепил из пластилина небольшой бюст с размерами 20 х 14 х 16 см.
Скульптор сообщил об этом Кирову и предложил встретиться, чтобы показать бюст.
В конце ноября встреча состоялась. Киров одобрил бюст и сказал, что он на него похож, а также предложил 4 декабря позировать Томскому для его работы над скульптурой.
Томский согласился и, конечно, не мог и думать, что это будет его последняя встреча с Кировым.
Ниже прикрепил фрагменты страниц из книги Мининой "Николай Томский". На одной из них список части основных произведений Томского в 1934г.
Вложения
002.jpg
001.jpg
Фрагмент из списка основных произведений Н.В. Томского, выполненных в 1934г. Рельефы для здания вокзала .....
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 22 янв 2014 14:27

краевед эксперт писал(а): В книге канд. искусст. наук В.Б. Мининой (из Москвы) «Николай Томский» М. Искусство 1980г.. Тираж 25 000 экз.

В книге сказано, что все 5 рельефов на фризах здания выполнены скульптором Н.Томским. На самом деле рельеф (горельеф т.е. глубокий рельеф!) «Социалистическое соревнование», названный В. Мининой, как "неглубокий", выполнен скульптором Михаилом Бабуриным.
Маленькая подробность в названиях темы рельефа Бабурина:
1. По Мининой в 1980г. -"Социалистическое соревнование".
2. По Бабурину (записано Бабуриным собственноручно в 1952г.) -"Социалистическое соревнование. Передача знамени".
3. По Е.В. Шмигельской в 1964г. (искусствовед) -"Вручение знамени передовикам социалистического соревнования".
4. Источник без автора -"Победители социалистического соревнования".

Однажды, я рассказал собеседнику о пяти рельефах на фризах здания белоостровского вокзал и перечислил их названия (фотографий в тот момент у меня не было) и, в том числе "Социалистическое соревнование".
Последний, в части названий, задал один интересный вопрос: "А как же скульптор изобразил тему рельефа "Социалистическое соревнование ?"
Предлагаю форумчанам на такой интересный вопрос дать свои предложения по изображению этой темы.
Последний раз редактировалось краевед эксперт 22 янв 2014 15:08, всего редактировалось 7 раз.
0 x
краевед эксперт

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 24 янв 2014 11:39

Ещё фото знаменитых пограничных ворот. Дата указана "1920", что естественно не верно.
Вложения
1930.JPG
0 x

Аватара пользователя
краевед эксперт
Эксперт
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 26 янв 2008 23:42
Откуда: СПб, пос. Белоостров
x 6

Сообщение краевед эксперт » 24 янв 2014 12:59

Интересный ракурс.
У меня всегда возникал вопрос о конструкции фундамента пограничной будки. Там же крутой откос и будка должна постоянно отклоняться в сторону откоса. На фото видно, что она стояла на деревянных столбах и, время от времени, выправляли с помощью двух подкосов.
У финнов будка стояла на ровном месте и не падала.
0 x
краевед эксперт

dkor07
Прохожий
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 янв 2014 15:32

Сообщение dkor07 » 28 янв 2014 15:41

Уж простите не знаю было небыло!
Вложения
ter99.jpg
0 x

Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9265
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 582
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg » 02 фев 2014 12:58

Очень интересное письмо получил сегодня от некоего Андрея:
Уважаемые друзья!

Хочу исправить историческую неточность в сведениях об архитекторе довоенного вокзала в Белоострове.
Архитектор вокзала- Воробьев Андрей Степанович, мой дед.
У меня есть материалы,подтверждающие это - памятный альбом строительства вокзала с фотографиями этапов стройки и снимками самого архитектора.
В настоящее время я и сам провожу лето в Белоострове - у нас там участок в садоводстве Заря-4.
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 02 фев 2014 13:44

Весьма интересно! А что скажет ув. краевед эксперт :roll:
краевед эксперт писал(а):
Буквоед писал(а):А как было имя-отчество строителя вокзала А.Воробьёва?
Арх. Воробьев Александр Иванович (1897-1981) д. Путятино Яросл. обл.
В любом случае, Сергей, есть ли у адресанта желание поддерживать дальнейшие контакты? Думаю, объяснять важность этого сообщения излишне. И время терять не стоит.
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9265
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 582
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg » 02 фев 2014 19:59

Буквоед писал(а):есть ли у адресанта желание поддерживать дальнейшие контакты? Думаю, объяснять важность этого сообщения излишне. И время терять не стоит.
Отписал Андрею с благодарностями, выражением чрезвычайной заинтересованности и приглашением вступить в наши дружные ряды и присоединиться к обсуждению и наполнению темы.

Ну а дальше - его воля...
0 x

Аватара пользователя
Aqua$erg
Хозяин
Сообщения: 9265
Зарегистрирован: 08 авг 2006 20:46
Откуда: СНТ "Полиграфист"
x 582
Контактная информация:

Сообщение Aqua$erg » 03 фев 2014 20:58

Андрей молодец! Оперативно написал ответ и прислал пару сканов:
Уважаемые друзья!

Высылаю вырезку из газеты от 1934 года об открытии вокзала в Белоострове, а также титульный лист памятного альбома чертежей, посвященного
строительству вокзала. В альбоме и в газете указан автор проекта -архитектор Воробьев А.С..
В газетной вырезке есть ссылка на строительный отдел Окт. жел. дороги, где до войны работал мой дед Воробьев Андрей Степанович. Дед ушел добровольцем в 1941 году и пропал без вести в том же году...

Если сведения представляют интерес - я еще покопаюсь в семейных архивах.
Полагаю, ни у кого нет никаких сомнений в том, что "ИНТЕРЕС ЕСТЬ" 8)
Вложения
003.jpg
Внизу - фамилия Воробъев
001.jpg
Титульный лист альбома
002.jpg
Заметка из газеты
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Знаток
Сообщения: 7087
Зарегистрирован: 24 ноя 2008 11:00
Откуда: Старый Белоостров, СНТ "Ленавтотранс"
x 261

Сообщение Буквоед » 03 фев 2014 22:35

Ещё бы не было интереса! 8)
Получается, что до сих пор мы читали совсем о другом архитекторе Воробьёве....
В заметке (из какой газеты? по набору похоже на "Ленинградскую правду") упоминаются все скульпторы и художники.
А что за статуя предполагалась перед вокзалом?
В общем, вопросы и вопросы...
0 x
Всё новое это хорошо забытое старое

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 04 фев 2014 03:04

Буквоед писал(а):А что за статуя предполагалась перед вокзалом?
Это похоже фото макета, на нём и надпись на фронтоне малого фасада, и ступеньки, и, вроде, сквер справа.
Буквоед писал(а):Получается, что до сих пор мы читали совсем о другом архитекторе Воробьёве
Из статьи Логунцова: Как явствует из «Личного листка члена Союза Архитекторов СССР» с 1935 года архитектора Александра Ивановича Воробьева (27.11.1897-25.02.1981), проектировавшего этот вокзал, в указанный период он не занимался строительством какого-либо вокзала. :!:
0 x

Ответить