Белоостров: попытка картографической реконструкции

исторические материалы: все, что было до последних десятилетий, кроме военно-исторической тематики
Ответить
Аватара пользователя
delazar
Садовод
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 09 янв 2008 21:08
Откуда: Ф.Ж.Д. ст.Бѣлоостровъ, №44

Белоостров: попытка картографической реконструкции

Сообщение delazar » 03 фев 2011 01:18

В разное время в разных ветках мелькали высказывания и догадки о планировке дореволюционного и довоенного Белоострова. Как земля Ольхиных у станции была разбита на участки, соответствовали ли номера домов номерам участков, когда появились названия улиц, какие дороги возникли после войны на месте старых, а какие были проложены заново – все это обсуждалось и частично даже освещалось в статьях М.А.Логунцова, но однозначных ответов так и не появилось.

Поэтому я предложил, а краевед эксперт любезно согласился попытаться восстановить план Белоострова первой половины XX века, но не просто так, а в привязке к современному положению. Для этого Михаил Алексеевич предоставил свои зарисовки, сделанные в архиве, а я для начала наложил финскую топографическую карту 1939-1942 на страничку из атласа неизвестного российского издательства середины 2000-х годов. Привязка производилась по линиям железных дорог и мосту через Сестру.

Результат удивил своей точностью. Несмотря на возможные погрешности и условности, обе карты прекрасно легли друг на друга. Мы видим, что Сестра, в отличие от мелких ручьев и канав, мало изменила свое течение, что Александровское и Сестрорецкое шоссе были кое-где спрямлены, но не смещены, что часть "Скандинавии" была проложена по старому тракту и что в старейшей части Белоострова две улицы полностью (Биржевая, Центральная), а четыре – частично (Станционная, Вокзальная, Речная, Лесодорожная) находятся на местах своих предшественниц.

Изображение
Картинка с высоким разрешением

Теперь можно использовать полученный гибрид как основу для чертежа плана разбивки земли при станции 1910 г.
Последний раз редактировалось delazar 05 июл 2011 15:01, всего редактировалось 1 раз.
0 x

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 03 фев 2011 01:42

Не удивляюсь!
Точно также и с относительно новой застройкой С-Пб. Накладываешь на карту прошлых лет современную, и оказывается, что центральные улицы и проспекты р-нов сохранили свою историческую трассу с небольшими изменениями, лишь изменив свои названия. Но, не все, конечно.
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 03 фев 2011 07:17

Здорово!! И как у Вас так хорошо получилось? Наверно, тренироваться долго надо.. :roll:
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 03 фев 2011 07:26

delazar писал(а):часть "Скандинавии" была проложена по старому тракту
Точнее, часть Приморского шоссе в сторону города и кривая в Белоостров идут там, где была старая железнодорожная ветка на Сестрорецк. Очень хорошо видно.
0 x

Аватара пользователя
delazar
Садовод
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 09 янв 2008 21:08
Откуда: Ф.Ж.Д. ст.Бѣлоостровъ, №44

Сообщение delazar » 03 фев 2011 10:38

raevsku писал(а):Точно также и с относительно новой застройкой С-Пб.
Вы имеете в виду районы вне исторического центра? Согласен. Но Белоостров в районе станции был полностью сметен с лица земли, а предварительно ландшафт местами был прилично изменен фортификационными сооружениями. Так что опознать старые дороги "на глазок" было, наверное, не так уж просто.

Сошлюсь на статью Логунцова, параграф "Восстановление Белоострова после войны".
0 x

Аватара пользователя
delazar
Садовод
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 09 янв 2008 21:08
Откуда: Ф.Ж.Д. ст.Бѣлоостровъ, №44

Сообщение delazar » 03 фев 2011 10:49

Osbourne писал(а):часть Приморского шоссе в сторону города и кривая в Белоостров идут там, где была старая железнодорожная ветка на Сестрорецк.
Там было ж/д полотно? Не знал. Т.е. финны эту ветку разобрали, а СССР построил новую на своей территории?
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 03 фев 2011 11:06

delazar писал(а):Там было ж/д полотно? Не знал. Т.е. финны эту ветку разобрали, а СССР построил новую на своей территории?
Примерно так. Не готов щас подробно рассказать. После 1918 года и закрытия границы Сестрорецкая ветка оказалась на финской территории. Наши проложили рельсы по советскому берегу, финский путь был разобран. Но вот когда это случилось? Не знаю.
0 x

Аватара пользователя
raevsku
Модератор
Сообщения: 5336
Зарегистрирован: 27 сен 2008 04:04
Откуда: оттуда
x 305

Сообщение raevsku » 03 фев 2011 17:16

delazar писал(а):Там было ж/д полотно? Не знал. Т.е. финны эту ветку разобрали, а СССР построил новую на своей территории?
Подробности можно почитать здесь. На мой взгляд, тема Белоостровских ж/д веток - одна из самых интересных на форуме. А вот тут есть сЦылка на фрагмент карты с ж/д веткой за р. Сестрой.

delazar писал(а):Но Белоостров в районе станции был полностью сметен с лица земли, а предварительно ландшафт местами был прилично изменен фортификационными сооружениями. Так что опознать старые дороги "на глазок" было, наверное, не так уж просто.
Тем не менее, должны были остаться фундменты снесенных домов. Думаю, что "прочитать" трассы старых улиц и проездов не составляло большого труда. И привязать новую застройку всегда проще к старым ориентирам.
0 x
"вроде говоришь, да все не про то..." ©

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 04 фев 2011 05:29

Перечитал ветку про железные дороги, освежил память. Однако, когда точно разобрали старую ветку на Сестрорецк, так и не ясно. После 1886 года..
0 x

Аватара пользователя
delazar
Садовод
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 09 янв 2008 21:08
Откуда: Ф.Ж.Д. ст.Бѣлоостровъ, №44

Сообщение delazar » 18 мар 2011 18:16

Доделал схематичный план разбивки земли при станции Белоостров 1910 г. с нумерацией участков того времени и привязкой к существующим ныне улицам. Ниже – этапы большого пути.
Вложения
beloostrov_rec_3.jpg
Покрасил и дополнил известной информацией. Кто знает что-то еще – прошу делиться.
beloostrov_rec_2.jpg
Обвел и выровнял.
beloostrov_rec_1.jpg
На совмещенную карту наложил набросок, сделанный М.А. Логунцовым в архиве.
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Сообщение Osbourne » 19 мар 2011 02:22

delazar, не устаю удивляться качеству Вашей работы.
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Знаток
Сообщения: 6229
Зарегистрирован: 20 мар 2007 05:03
Откуда: ЛУАТ
x 792

Белоостров: попытка картографической реконструкции

Сообщение Osbourne » 15 июл 2017 03:26

Архивные карточки довоенных владений в Белоострове на финской стороне Сестры с расположением участков на карте:

http://terijoki.spb.ru/f3/viewtopic.php ... 11#p106411

Куницына, Каспари, Потемкин, Преображенский, Воробьев, Васильев..
1 x
Білоострів це Європа

Randy
Садовод
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 10 ноя 2015 10:36

Белоостров: попытка картографической реконструкции

Сообщение Randy » 19 авг 2017 02:29

а можно поподробнее про название Леснодорожная? Официально в Реестре числится Лесная, но таких в СПб пруд пруди, Леснодорожная гораздо интереснее...
0 x

Аватара пользователя
Коля
Садовод
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 16 сен 2019 13:36
Откуда: СНТ "Белоостровец", ДНТ "Поляна-2"
x 98

Белоостров: попытка картографической реконструкции

Сообщение Коля » 22 июл 2021 16:25

Дополню тему схемой участков Нового Белоострова вблизи ж/д станции - https://terijoki.spb.ru/photos/picture. ... 0%BE%D0%B2
3 x
Шинелкин

Ответить